4. Медный свиток (3Q15) - Изучение рукописей Мертвого моря
.RU

4. Медный свиток (3Q15) - Изучение рукописей Мертвого моря


^ 4. Медный свиток (3Q15)

Сегодня, после почти семидесяти лет исследований рукописей Мертвого моря, и спустя десять лет после завершения публикации всех найденных рукописей и фрагментов в серии DJD, учеными всего мира написано и издано множество работ, посвященных текстологическим исследованиям отдельных свитков и, в особенности, вопросам поиска источника тех или иных сочинений в среде межзаветного иудаизма.

Высказанная на заре кумранологических исследований, теория о ессейском характере рукописей (её отстаивали Э. Сукеник, А. Дюпон-Соммер М.Барроуз, Тревер, В.Браунли, И. Гринц Р. де Во и др.1) сегодня опровергается множеством данных полученных с помощью исследований содержания отдельных рукописей.

Тенденция, широко распространенная ранее, когда содержание той или иной рукописи «сравнивалось» с ессейством, в попытке найти место тому или иному тексту в «корпусе ессейской литературы», сегодня не находит сторонников в среде кумранологов. Только исходя из результата анализа палеографических данных и внутреннего содержания, отдельные сочинения описываются исследователями как наследие тех или иных, различных религиозных течений Иудеи этого периода2.

В данной работе нет возможности привести анализ всех или даже большинства текстов, наиболее явно не позволяющих предположить их ессейское происхождение, таких как "Храмовый свиток" (11Q Temple Scroll), Апокрифический псалом и молитва короля Ионафана (4Q 448), Астрономическая книга Еноха (4 Q En astr), Книга исполинов (1Q 23, 2Q 26, 4Q 203, 4Q 530-532, 6Q 8), Книга Тайн (1Q 27, 4Q 299-301), фрагмент молитвы вавилонского царя Набонида (4Q Or Nab), Мессианский сборник или Антология мессианских пророчеств (4Q Test), "Псевдо-"Книга юбилеев" (4Q Pseudo-Jubilees), Притча Обильного Дерева (4Q 302a), Проделки распутной женщины (4Q 184), Слова архангела Михаила (4Q mich=4Q 529, 6Q unidar=6 Q23), Физиогномические гороскопы (4Q Physiogn= 4Q 561), Языки пламени (1Q 29, 4Q 376) Шифрованные астрологические документы (4Q Crypt), Собрание пословиц (4Q Wisd=4Q 424) и проч3.

Здесь, однако, представляется необходимым остановиться на единственном документе, найденном в числе рукописей из Кумрана, а именно на Медном Свитке (3Q15), поскольку исследование этой рукописи по мнению многих исследователей дает возможность предположить вероятное происхождение рукописей Мертвого Моря в целом.


4.1. Прочтение и первые исследования


Из всех рукописей, найденных бедуинами и затем археологами в пещерах Кумрана, Медный свиток представляет особенный интерес. Связано это, прежде всего, с его источниковедческими особенностями. Медный свиток (3Q15) – единственная рукопись из захоронения в Кумранских пещерах, содержащая в своем тексте реальные топонимы – названия географических мест, и являющаяся, таким образом, единственным «документом», (в отличие от литературных списков, в подавляющем большинстве представленных в Кумране), который мог бы дать ученым какие-либо намеки на происхождение рукописей Мертвого моря.

История изучения этой рукописи, наиболее ярко отражает многообразие взглядов на происхождение кумранских свитков, с самого начала их обнаружения. Сражение за подлинность этого документа, как описывающего реальные сокровища Храма, (а не как фольклорное произведение), было начато уже первым его исследователем Дж.М. Аллегро, продолжено, С. Шарвитом, Х.Рабиным, М.Лейманом, Б. Пикснером, А.Уолтерсом, М.А. Бен-Луриа, С. Горанзоном, Д. Харпером (подробн. Библиогр. См. Голб гл 5) и, наконец, было блестяще выиграно в 1988 году, благодаря археологическим исследованиям в Израиле проводимым и до сих пор под руководством Вендела Джонса.


Две части Медного свитка были обнаружены 14 марта 1952 года в 1-ой кумранской пещере. У водной из внутренних стен пещеры под слоем пыли археологами были обнаружены два цилиндрических предмета, лежавших один на другом. На поверхности предметов были видны отчетливые следы выгравированных знаков. Выяснилось, что это свиток с текстом, написанный на трех пластинках мягкого медного сплава, скрепленных заклепками и свернутых в свиток (длина 2,46 м, ширина около 39 см): во время свертывания один ряд заклепок лопнул, и оставшаяся часть была свернута отдельно. Текст вычеканен (около десяти чеканов на одну букву) на внутренней стороне свитка.(Аллегро. Сокровища медного свитка, стр.17).

В течение пяти лет ученые и эксперты обсуждали способы открыть свиток. Все это время он был выставлен в музее в Иерусалиме. Гейдельбергский ученый К. Г. Кун, посетивший Иерусалим осенью 1953 разобрал большое количество слов на внешней поверхности свитка и в следующем году издал статью, предлагающую, что свитки содержали описания скрытых сокровищ. Впоследствии его предположение подтвердилось.(K. G. Kuhn in Revue Biblique 61 (1954), pp. 193-205


Наконец, было решено, что единственным способом прочесть документ будет разрезать его на поперечные полосы и затем отслаивать их от сердцевины. Эта операция была осуществлена в 1956 г в Манчестерском Технологическом Институте. Свиток был разрезан на 23 полосы, каждая изогнута в полуцилиндр.


В результате раскрытия рукописи стал понятен способ ее создания. И он представляет также большой интерес. Свиток был написан с задней стороны медного листа в "зеркальном отображении" так, чтобы текст высовывался с лицевой стороны. Возник вопрос, зачем это было сделано. Ответ на него был найден в пространстве между витками меди. Эти пространства были заполнены твердой глиной, а затем, по всей видимости, свиток был помещен в низкотемпературную печь, так что глина затвердела. Целью авторов свитка было сохранить текст свитка любой ценой, и, не рассчитывая (весьма дальновидно) на долговечность меди, они прибегли к такому, весьма сложному использованию глины. В результате глина оказалась содержащей отпечатки букв от медного листа. К счастью, медь также выжила, потому что была заключена в кожух из глины.(Вендел Джонс «синяя аура» стр4 ).

Увы, специалистам из Манчестерского института сначала было не понято, что глина содержала отпечаток от текста. Кроме того, они думали, что было необходимо удалить глину прежде, чем свиток мог быть открыт. они не поняли, что сама глина содержала удобочитаемый текст. Таким образом, процесс удаления глины имел наоборот отрицательный результат, так как в ходе него был поврежден высоко окисленный медный материал, что привело к потере части текста свитка – около 5-10%. Если бы глина была удалена со свитка неповрежденной, то затем, сложенная из кусков, она, возможно, обеспечила более четкое чтение свитка, чем медная пластина непосредственно. К счастью, Медный Свиток полностью не окислился, и большая часть его текста была сохранена. (Jones V., The Copper Scroll and The Excavations at Qumran http://www.vendyljones.org.il/copperscroll.htm)


Французский перевод был опубликован в 1959 г. Ж. Т. Миликом (Milik J. Ten years of discovery in the wilderness of Judaea (Studies in Biblical Theology) 1959); транскрипция и английский перевод с комментариями Дж. М. Аллегро — в 1960 г( Allegro J. M. The treasure of the Copper Scroll N.Y.1960). (русский перевод английского издания вышел в 1967 г. (Аллегро Джон Марко Сокровища медного свитка, М.1967 ); официальное издание текста с факсимиле, переводом, введением и комментарием было осуществлено Миликом в 1962 г.(см. DJD III, 1962)

Оказалось, что текст свитка, который первым расшифровал и перевел Дж. Марко Аллегро, действительно, содержал материальные запасы скрытых сокровищ. Согласно тексту свитка, серебряные монеты, фимиам, ценные породы дерева, кувшины для десятины, одежды священников и прочее, необходимое для Храмового богослужения, были спрятаны в различных потайных местах, расположенных главным образом в Иерусалиме и в Иудейской пустыне. Текст свитка состоит из двенадцати колонок, содержащих описание примерно пяти кладов в каждой.


Большой интерес представляет язык, которым написан текст Медного свитка. Это памятник живого, разговорного еврейско-мишнаитского диалекта, представляющий выдающийся интерес для истории еврейского языка, его лексики и палеографии(Амусин, община стр88). Но этот факт таит в себе и множество затруднений для исследователей текста, так как ученые сегодня не знают значений всех слов рукописи. Текст написан на иврите, который является, конечно, известным языком, но самые древние еврейские тексты, имеющиеся в распоряжении исследователей, религиозны по природе, текст же Медного Свитка не несет никакого религиозного значения. Большинство его словаря просто не имеет аналогов в текстах Ветхого Завета, и ни в каких других, имеющихся в распоряжении науки сегодня. (В.Джонс).

Свиток датируется с широким разбросом (30–135 гг), но в основном первым столетием н.э (ссылка на голб).

Что наиболее важно, по мнению ряда исследователей, свиток имеет все признаки подлинного первоисточника, автографа : неаккуратный внешний вид и нелитературный язык свитка указывает на то, что текст не был выгравирован профессиональными писцами, описание материальных богатств дается точное, без литературного описания и приукрашивания, включающего сухое перечисление с точным описанием места (голб).

Кроме того, Медный свиток, единственный манускрипт из всех кумранских рукописей, который содержит подлинные топонимы – названия мест в Иудейской пустыне (так же как тексты Бар Кохбы). Они включают такие известные сегодня места как Иерихон, долина Ахор и Вади Кедрон, а так же названия окрестностей, которые сегодня являются главным образом неопознаваемы, типа Секхакка (Sekhakha), Харобах (Harobah), Дук (Duq), Кохлят (Kohlat), Мильхам (Milham), и Бет Хейкрем.(относительно этих и других названий существуют серьезные разногласия в чтении разными исследователями).

В конце текста Медного Свитка, читается, что "в яме ... на север от Кохлят (Kohlat, может быть прочитано так же как "Kahlit", "Kehelet", или иначе) ... копия этого документа вместе с его объяснением, и со своими измерениями, и опись каждой вещи и другое…»(3Q15 XII, 10-13)" Это ясно показывает, что Медный Свиток был подлинным собственноручным текстом, содержание которого было скопировано, видимо с увеличением сведений, в другой свиток, очевидно также скрытый для сохранности (Голб).

Данный документ представляет значительный интерес с точки зрения топонимики и топографии древней Иудеи и позволяет идентифицировать ряд местностей, упоминаемых в древних исторических источниках. Кроме того, свиток включает большое число названий мест, встречающихся в Ветхом Завете, которые сегодня не могут быть идентифицированы. Многие из древних окрестностей были разрушены или просто исчезли, в то время как названия других подверглись изменениям, которые делают их идентификацию с первоначальными трудной или невозможной. Кроме того в свитке множество описаний мест, которые не могли сохраниться - могилы, и акведуки, стоки труб, искусственные водоемы. Так, в тексте встречаются следующие указания: "В грязи, которая находится в основании (для дождевой воды) резервуара ..."," в подземном проходе, который выходит на восток ...", "в водном трубопроводе [...] север [ного] бассейна ..." и проч.

Казалось бы, особенности и характер текста, а так же тот факт, что к созданию свитка были приложены большие усилия и его авторы явно рассчитывали на то, что он сохраниться как можно дольше (для чего прибегли так же к использованию глины, должны были бы дать исследователям повод для восприятия данного произведения как документа, содержащего опить реальных материальных богатств, и мест их захоронения. И действительно, первый исследователь свитка Дж. М. Аллегро в своей работе 1956г. заявил, что «уже использование столь долговечного материала как медь позволяет заключить, что перечисляемые сокровища реальны», а так же, «что гипотеза Куна "была удивительно точно доказана. Это - действительно инвентарь наиболее хранившего имущества секты, спрятанного в различных местах." (J. M. Allegro, The Dead Sea Scrolls (Penguin Books,1956), pp. 183-184.)

Мнение это, однако, не было поддержано другими исследователями в первые годы открытия свитка. Исследователи, убежденные в своей правоте относительно ессейского авторства всех свитков, члены «основной команды», решили объявить, что свиток является продуктом беллетристики, и призван описать несуществующие мифические сокровища секты.

Андре Дюпон-Соммер в своем исследовании отмечает: «Трудно понять, почему ессеи, жившие в Кумране, были так заинтересованы этими историями спрятанных сокровищ, и особенно интересно, почему они считали целесообразным гравировать их на меди, которая тогда была дорогостоящим металлом.... Во всяком случае, описание скрытых сокровища - самый древний документ относительно его вида, который был когда либо найден, и представляет интерес для историка фольклора». ( Dupont-Sommer, Essene Writings, p. 381 f., 383)

Дюпон-Соммер также указал на заявление Де Во, что Медный Свиток был "причудливым продуктом фантазии" (Dupont-Sommer, Essene Writings, p. 381 f., 385) Ещё до издания рукописи именно это мнение было распространено широко в мировой прессе (See, for example, The Times of London (1 June 1956), p. 12.)

Таким образом, члены первоначальной команды, а вслед за ними и остальные большинство исследователей утвердили мифологический и фольклорный характер свитка

К 1959 предварительные переводы Дж. Милика появились в форме статей (See Milik in Revue Biblique 66 (1959)), в которых явно превалировало отношения к свитку как к продукту беллетристики.

Полная публикация текста Медного Свитка, подготовленная Дж.Т. Миликом состоялась в серии DJD в 1962 году (Discoveries in the Judaean Desert of Jordan 3 (Oxford, 1962). Одновременно исследования Дж.М. Аллегро подверглись резкой критике со стороны членов официальной команды.(см. например R. de Vaux in Revue Biblique (1961), pp. 146-147

Гипотеза о фольклорно-апокрифическом характере медного свитка была развита и наиболее четко представлена в ряде работ первого издателя свитка Дж. Т. Милика. По мнению этого исследователя медный свиток – являлся письменной фиксацией апокрифической традиции о богатствах Иерусалимского Храма. Запись сделана между двумя восстаниями иудеев т.е. между 70 и 130 г н.э. По палеографическим соображениям Дж. Милик датирует свиток периодом межд 30 и 130 гг, однако предпочтение отдает второй половине I в н.э.(Амусин, 9). По мнению Дж. Милика, медный свиток – свидетельство мессианских верований, распространенных после разрушения Храма. Ключ для понимания этой описи по мнению надо искольв народной вере в будущую реставрацию Храма мессией. Храм разрушен не чужеземцами, а по воле Бога ангилами, которые спасли и спрятали храмовые сосуды и драгоценности в ожидании Ильи-пророка. Свиток написан не ессеями, а полуграмотным, может быть даже психически неполноценным человеком, одинаково плохо владевшим литературными формами классического еврейского, мишнаитского и арамейского языков. В качестве примера подобного фольклора Дж. Милик приводит изданную в Каире в 1907 г. Книгу A.B. Kamil, Book of Baried Pearls and Hidden Treasures (Амусин 9).

Эта гипотеза, однако вызвала множество вопросов в среде исследователей(Амусин, стр9), так, например, почему легенда о несметных храмовых сокровищах облечена в форму столь прозаической, инвентарной описи? Почему в этой описи отсутствует не только заглавие, но даже краткое вступление или заключение? Почему эту легенду записал «полуобразованный писец», «человек с причудами» («a similaterate scribe» « perhaps the work of a krank» (J.T. Milik, the copper document from Cave III,Qumran,- «the Biblical Archaeologist»б XIX 1956 №3 зз 60-64, цит по Амусин, стр 9 )? И зачем автору понадобилось столь трудоемкая гравировка на таком дорогостоящем материале, как тончайшие медные листы? На эти и подобные им вопросы сторонники фольклорно-апокрифической гипотезы убедительных ответов не дали. Не смотря на это, в течении более чем 40 лет мнение о фолькорно-апокрифическом характере свитка оставалось наиболее распространенным.

Ван дер Плуг высказал предположение, что медные листы были первоначально предназначены для другой цели, но , когда римляне осадили Иерусалим, некто использовал эти листы для записи на них текста в надежде на то, что он введен в заблуждение римлян, если эти листы попадутся им в руки. Эта мысль однако, встречает ряд ещё более серьезных вопросов, например почему этот свиток оказался зарытым в районе Кумрана и почему другой экземпляр свитка, как об этом говориться в последнем абзаце текста, был зарыт в другом месте( 3Q15 XII ,61)? (Амусин, там же)

Несмотря на общую позицию по отношению к Медному свитку, Дж. М. Аллегро, тем не менее, продолжил воспринимать рукопись серьезно и в 1960 году издал свою собственную транскрипцию и перевод, описывая свиток как совершенно подлинный. В своей публикации 1960 года Аллегро поддержал гипотезу, высказанную ещё в 1958 Оксфордским историком, Сесил Ротом, относительно того, что кумранские рукописи принадлежали не ессеям, а зелотам, и что это была последняя группа, которая скрыла сокровища в Иудейской пустыне. Позже он фактически провел несколько археологических экспедиций в тщетном поиске сокровищ. Так же весьма внимательно рассмотрел рукопись в своих исследованиях, уделяя большое внимание местоположению различных описанных кладов.

Так же Хаим Рабин издал статью, в которой предположил, что Медный свиток описывает сокровища Храма и не имеет никакого отношения к ессеям; и это представление было выражено в приблизительно то же самое время Куном See Chaim Rabin in The Jewish Chronicle (June, 1956); and K. G. Kuhn in Theologische Literaturzeitung 81 (1956), cols. 541-546. их мнение, однако, затерялось среди большинства сторонников кумрано-ессейской гипотезы

При попытке поиска причин характеристики такого важнейшего из кумранских, свитка, как плода фантазии, необходимо учитывать, что в распоряжении исследователей уже имелась конкретная гипотеза относительно происхождения рукописей. Одновременно, отдельно взятое конкретное содержание Медного Свитка, представляло серьезную опасность для кумрано-ессейской теории. Совершенно ясно, что никакая маленькая секта, а тем более четыре тысячи сторонящихся богатства ессеев первого столетия н.э., живших в Палестине, не могла иметь такого количества серебра и других драгоценных металлов, описанных в тексте.

По мнению Н. Голба, описанные сокровища могли принадлежать только Иерусалимскому Храму, во-первых по причине описанных в тексте Медного свитка предметов, необходимых для Храмового богослужения, освященных сосудов и т.п., а так же по причине того, что хранители которого в межзаветные времена накопили большие суммы богатства от десятины и пожертвований, обеспеченных иудеями жившими в Палестине и вне ее, и вполне могли владеть описанными богатствами. А так как этот свиток был найден в одной из пещер наряду с литературными рукописями, написанными на пергаменте, должна была стать внезапно очевидной возможность того, что все свитки могли быть созданы и принесены не из Кумрана, а из Иерусалима.

Н. Голб считает, что именно для того, чтобы избежать опасности пересмотра Кумрано-ессейской теории Медный свиток был «вычеркнут» из числа рассматриваемых исследователями рукописей, весьма эффективным способом – был объявлен «продуктом воображения» (Голб). Поскольку весьма естественно, что после такой характеристики авторитетнейшими из исследователей, далее его содержание просто не принималось во внимание. Именно поэтому мнение Аллегро не было поддержано основной массой исследователей-сторонников кумрано-ессейской теории. Действительно, невозможно было сопоставить такие сокровища и их явную связь с Иерусалимским храмом (только оттуда могли быть взяты описанные в свитке сосуды для богослужений, денежная десятина и проч.) с представлениями о происхождении найденных в пещерах рукописей из среды ессейской секты жившей в Кумране.


В результате, не было в достаточной мере объяснено, и осталось во многом неясным, однако, какое место отводилось Медному свитку в числе других рукописей предполагаемой общины, так же остались необъясненными причины создания столь трудоемкого «фольклорного» произведения ессеями. Гипотеза о фольклорном характере рукописи не отвечает ни на один из этих вопросов.

^ 4.2. Исследования структуры текста


Сегодня текст продолжает подвергаться тщательному исследованию, в частности американскими учеными А. Уолтерсом и К.МакКартером, оба из которых подтверждают подлинность и историческую ценность этого текста. See the survey by Al Wolters in "Apocalyptic and the Copper Scroll," op. cit.; idem, "History and the Copper Scroll," in M. Wise et al. (eds.), Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site, Annals of the New York Academy of Sciences, vol. 722 (NewYork, 1994), pp. 285-298.


Интересен подход А. Уолтерса. В своем исследовании он обращает особое внимание на структуру изучаемого документа. Согласно А. Уолтерсу Медный Свиток - это, прежде всего список, реестр. Текст содержит список 64 (или 60, согласно Б. Лурье) мест, где скрыты различные сокровища. Анализируя каждый из параграфов, исследователь находит в них определенные закономерности. Все они включают несколько положений:

- обозначение местоположения;

- дополнительная информация для обозначения участка;

- указания для рытья;

- расстояние (обычно обозначаемый в amot);

- описание сокровища;

- дополнительные замечания относительно места сокрытия;

- две ли три греческие буквы.

По мнению А. Уолтерса наличие структуры в тексте свидетельствует, что данная рукопись - не прозаическое литературное произведение, написанное в свободном стиле. Не смотря на то, что не все параграфы включают все семь положений, очевидно, что форма описания была задана, и автору не мог выражаться свободно (Уолтерс A. Wolters, 'Literary Analysis and the Copper Scroll', Z. J. Kapera (ed.), Intertestamental Essays in Honor of Jozef Tadeusz Milik, Krakow: The Enigma Press 1992, pp. 239-252 (esp. 242-243).

Из проведенного им анализа содержания рукописи, Уолтерс делает вывод, что весь текст свитка является компиляцией меньших подобных списков ( числом 64 согласно его теории) подобно тому как большой рассказ может быть собран от меньших эпизодов, при этом все параграфы не были приведены к общему виду. (ссылка, стр) Таким образом им объясняется, например, что только некоторые из подсписков имеют греческие символы (1, 4, 7, 10, 14, 17)(ссылка - относительно наличия в тексте греческих букв более менее аргументированной гипотезы не было высказано никем из исследователей).

Из текста Свитка видно, что описание мест является очень неопределенным. Из его анализа Уолтерс делает вывод о том, что только уроженец, знакомый с указанной территорией, мог бы прибегнуть к такому образу перечисления географических мест. Кроме того, большинство названий не являются фактическими наименованиями, это скорее подсказки: отсылающие читателя к довольно укромным местам, предназначавшимся для личного пользования. Например, "в яме ниже стены" не точное местоположение, а напоминание, так как любая стена имеет определенную длину, а стена Иерусалима – и вовсе длинной в несколько километров, и ясно, что автор указывает этот признак только как личное напоминание(Уолтерс, ссылка). Точно так же "в долине за городом" и "наверху скалы" – очевидно не точные описания места захоронения. Таким образом, схематичность описаний мест может быть объяснена характером происходившего процесса – люди, хорошо представлявшие себе родной город и окрестности, составили затем напоминание о том, где искать ранее спрятанное. По этой причине большинство "местоположений", упомянутых в Свитке сегодня не может быть идентифицировано.

Интересны так же исследования Мэира Бар-Илана, который так же на основе анализа текста Свитка реконструирует процесс захоронения сокровищ и составления собственно Медного свитка. Основой его представлений служат прежде всего много раз повторяющиеся в тексте упоминания одних и тех же мест. Бар-Илан делает вывод о том, что захоронение происходило в несколько этапов.(Meir Bar-Ilan, The Process of Writing the Copper Scroll http://faculty.biu.ac.il/~barilm/coperite.html) Логично предположить, что те, кто прятал сокровища делали это тайно, поскольку не могли позволить себе привлекать слишком много внимания и должны были маскировать свою деятельность под неприметную операцию.

По мнению Бар-Илана внутренняя структура отражает деятельность во многих стадиях. Именно логика процесса захоронения требовала, чтобы операция была разделена на множество стадий, и то, что сокровища скрыты во множестве мест - как можно видеть из текста- а так же в несколько приемов захоронения, должно было уменьшить риск обнаружения кладов.

Исследователь предполагает, что текст мог быть написан в разное время и его составление продвигалось по мере выполнения задачи захоронения кладов, а затем множество «отчетов» о захоронении было составлено вместе и объединено в один перечень.(там же)

Мнение современных исследователей, таким образом, опровергает восприятие Медного свитка как «таинственного» и «озадачивающего». На основании анализа содержания рукописи делается вывод о том, что свиток является описью кладов, в действительности спрятанных в иудее в I в н.э. Границы «таинственного» в Свитке сегодня, в основном, остаются ограничены точной идентификацией мест, описанных в тексте. Но и эта задача, как видно, не воспринимается всеми учеными как непосильная, что видно на примере исследований В.Джонса, приведенных ниже.

Безусловно, эта задача трудна и прежде всего по причине того, что спрятать сокровища было целью авторов рукописи. Текст свитка рассчитан на то, что точная идентификация мест захоронения сокровищ не должна быть произведена никем кроме авторов свитка, поэтому, считает Бар Илан, в тексте были оставлены лишь краткие подсказки, намеки и упоминания о местах, хорошо известных людям, прятавшим сокровища. В любом случае нет никакого различия в этом вопросе между географическими местами, не опознанными в Медном Свитке и различных местах, упомянутых в Священном писании, неизвестных современному человеку.(Бар.Илан Меир).
^ 4.3. Античные свидетельства

На наш взгляд для большего подтверждения гипотезы о медном свитке как документе, описывающем реальные захоронения сокровищ в Иудейской пустыне, кроме непосредственно анализа его содержания, важно обратиться к некоторым свидетельствам античных авторов.

Интересно в этой связи указать на сведения, оставленные Иосифом Флавием , который сообщает что римляне после взятия Иерусалима обнаружили часть сокровищ Храма, спрятанных в его окрестностях. Иосиф Флавий так же сообщает, что римляне нашли «много драгоценных вещей» в траншеях под городом. Он, однако, не описывает жителей в процессе сокрытия их (War, 6.432 ). Весьма вероятно, что Медный Свиток - список эти х сокровищ в том числе, а так же других, которые были похоронены в тайниках, находившихся в Иудейской пустыне.

В распоряжении исследователей есть сообщения и других античных авторов.В литературе отмечается, что в III в. н.э. в районе Иерихона был найден глиняный кувшин с греческими и древнееврейскими рукописями. Так, Ориген всего в 10 км от Кумрана (условно в «Иерихоне»), а может быть, именно в Кумране, обнаружил один из неизвестных псалмов Библии с комментариями (ср. с пешарим-комментариями кумранитов к Библии). (ссылка - Евсевий Памфил в шестой книге Церковной Истории об этом пишет:  Старательно исследовать слово Божие было для Оригена столь важно, что он даже выучил еврейский язык, приобрел у евреев в собственность подлинники священных книг, написанные еврейским шрифтом, и выискивал переводы, существующие помимо семидесяти и кроме общеупотребительных переводов Акилы, Симмаха и Феодотиона. Не знаю, из каких тайников, где они лежал и давным-давно, извлек он их на свет Божий. (2) Владелец их остался ему неизвестен, и он только сообщил, что один экземпляр он нашел в Никополе, недалеко от Акция, а другой — в каком-то ином месте. (3) В Гекзаплах же он, рядом с четырьмя известными переводами псалмов, помещает не только пятый, но и шестой и седьмой с примечанием к одному: он нашел его при Антонине, сыне Севера, в Иерихоне, в огромном глиняном кувшине. (Евс. VI. 16)). Была ли это единственная находка Оригена в данном районе – неизвестно. Специалист по древнееврейскому языку О. Эйсфельд обратил внимание на письмо некоего патриарха Тимофея, датируемое примерно VIII в. н.э., где автор сообщает о древнееврейских надписях на стенах в пещерах Иерихона (Владимиров Кумран и Христос М 2000.).

Таким образом, известно, что по крайней мере в III и VIII вв. н.э. были обнаружены и подверглись расхищению какие-то иудейские древние рукописи. Эти сведения и ранее давали повод некоторым исследователям предполагать, и что найденные в 1945г. (1947г.) свитки - всего лишь остатки обширного собрания каких-то документов. Находка же Медного Свитка делает это предположение куда более весомым.

В тексте Медного свитка содержится следующее описание : «амфора, содержащая свиток (ивр. sefer) должна быть найдена, и, под этим, сорока двумя серебряными талантами»- этот пассаж следует за другим в том смысле, что тридцать два таланта были скрыты в могиле, расположенной в "Ручье Купола ..., который течет от Иерихона до Секака (Sekhakha)." Секака - неизвестное сегодня место, которое располагалось по-видимому не далее нескольких километров от Иерихона (ссылка - поскольку если бы между тем городом и Sekhakha ближе находились поселения то, авторы разумно назвали бы самое соответствующее соседнее место, чтобы разъяснить его указания, вместо того, чтобы обратиться к использованию Иерихона с этой целью.) Пассаж текста явно указывает на сокрытие книги в пещере около Иерихона однако, это явно не одна из пещер рядом с Кумраном, поскольку участок был слишком далек от Иерихона.

Так же в тексте в начале колонки 8 находим указание, о том, что свитки ( ивр. множественное число sefarin,), были скрыты наряду с ритуальными сосудами в акведуке, также около Иерихона .(Copper Scroll, col. 8, line 3. ) Другие "письма" (иврит, ketab; множественный, ketabin), упомянуты как помещаемые около скрытых сокровищ по крайней мере в пяти других пассажах свитка (See Copper Scroll, cols. 5.7; 11.1, 4, 11, 15), Эти «письма»по всей видимости были документальными отчетами, определяющими различные сокровища, помещенные около них, этот вывод следует из того, что сам Медный Свиток определяется как "ketab", а не "sefer" в конце заключительной колонки(колонка XII стр11)(Голб).

Эти данные Медного Свитка вызывают параллель сходным сообщениям Оригена и патриарха Тимофея относительно находки еврейских рукописей около Иерихона. И тот факт, что места, упомянутые в Медном Свитке должны были быть намного ближе к Иерихону чем Кумран, делает сомнительной интерпретацию сообщений Оригена и патриарха Тимофея, как просто более ранних открытий рукописей в пещерах Кумрана. Более того, эти свидетельства, подтверждаемые данными Медного Свитка, показывают то, что древние еврейские рукописи были скрыты не только в пещерах около Кумрана, но и в различных местах в Иудейской пустыни и на равнине близ Иерихона. Кроме того, как видно из текста Медного Свитка захоронение рукописей, происходило одновременно с захоронениями сокровищ. И наконец, содержание Медного Свитка напрямую отсылает исследователей к Иерусалиму, как наиболее вероятному месту его создания(Голб).

^ 4.4 Археологические и геологические исследования


Безусловно, идентификация мест, описанных в Медном свитке с реальными географическими точками и обнаружение хотя бы части обнаруженных в свитке сокровищ или рукописей было бы самым весомым и неопровержимым доказательством подлинности Медного свитка, и косвенно, поставило бы под сомнение верность кумрано-ессейской гипотезы, ради сохранения которой было выдвинуто мнение о фольклорном характере этой рукописи.

И поскольку не все исследователи однозначны в своих представлениях относительно невозможности обнаружения сокровищ свитка, некоторые ученые ставят перед собой именно эту цель

Так серьезный вклад в изучение Медного свитка был внесен ученым и археологом Венделом Джонсом исследовавшего содержание Медного свитка в свете раввинских легенд о сокрытии сокровищ Храма. Поскольку согласно утверждению М. А. Бен-Луриа «Без всестороннего знания раввинской литературы и терминологии, понимание Медного Свитка невозможно» (G. Robins, Vendyl Jones and the Ark of Covenant, Jewish Herald Voice Newspaper, Houston, TX. in May 2000.) http://www.geocities.com/Athens/Crete/9923/ark.html

Своей задачей он поставил рассмотреть Медный Свиток в свете широкого корпуса раввинской литературы, описывающих скрытые сокровищам Храма, до его разрушения. По мнению Джонса , рассматриваемые легенды происходят, очевидно, от фактического сокрытия этих сокровищ в течение финала дней Второго Храма.

В течении 10 лет, с 1967 до 1977 В.Джонсом проводились исследования свитка, целью которых было идентифицировать географию и геологию, упомянутую в свитке. В конечном счете, он идентифицировал более чем 30 пунктов географических и геологических ссылок в свитке. Как следует из работ В. Джонса, эти ссылки точно соответствовали физическому местоположению, передавая пещеры, и географический ландшафт рассматриваемо области.

Свиток упоминает, что эти сокровища были скрыты «В Пещере Колонки…(и т.п)» (3Q15 I,4)”. Исходя из идентификации этого места, в апреле 1988 в ходе раскопок в Иудейской пустыне, командой под руководством В. Джонса было найден маленький кувшинчик густого масла. Проведенный Фармацевтическим Отделом еврейского Университета анализ имел заключением, что вещество в кувшинчике было действительно Святым Маслом Помазания (ивр. - shemen afarshimon) маслом, которое использовалось в Храме как аромат при произведении жертвоприношений для сладкого вкуса обоняния на жертвах и которое также использовалась, как Масло чтобы помазывать священников и королей древнего Израиля. Таким образом, это была первая находка, из упомянутых в тексте Медного Свитка.

В 1992 раскопках, команда VJRI обнаружила скрытое в скале помещение, в котором содержалось красноватый порошкообразный материал, который, казалось, был органическим в природе. Найденный материал был проанализирован доктором Марвином Антельманом, который был в это время консультант в Институте Вайцмана (Weitzman Institute), и впоследствии пыльца в материале была идентифицирована доктором Тэрри Хаттером, палеоботаником в Университете Бар-Илан (Bar-Ilan University). Эти тесты указали, что красноватый материал был составлен из девяти определенных высокоочищенных специй. Два дополнительных неорганических компонента, Щелок (ивр. – karsina) и соль (ивр-sodom), были найдены рядом в той же самой пещере, очевидно подготовленные для того, чтобы быть смешанными со специями, при соединении компонентов Святого Ладана, (ивр.-qetoret), указанного в Торе и Талмуде сжигаемого на алтаре в иудейском Храме Это было тем же самым составом, сожженным на Алтаре ладана в Святом Храме. Всего в конечном счете были найдены 900 фунтов ладана(ссылка на В. Дж).

Таким образом, Подлинность и документальность Медного Свитка была подтверждена. Были обнаружены два из перечисленных в Медном Свитке пунктов захороненных сокровищ Храма - Ладан, и Масло для Помазания.(ссылка - Находка вызвала ликование в раввинском сообществе, поскольку подразумевалось, что это был ранний признак движения к восстановлению Еврейского Храма. В феврале 1989 года событие широко освещалось в СМИ). В настоящее время исследования Джонса, поддерживаемые раввинатом, продолжают вестись на территории Израиля.


Достоверность описанных в Медном свитке событий по сокрытию сокровищ Храма ставит неразрешимые вопросы перед кумрано-ессейской теорией.

Так несовместимость наличия в одном захоронении рукописи доподлинно имевшей своим источником Иерусалимский Храм и множества литературных текстов, приписываемых ессейской общине, жившей в Кумране очевидна.

В ситуации, когда факт написания литературных рукописей в Кумране не находит себе доказательств, а лишь множество противоречий (см. подробно гл…), учитывая что находка В.Джонсом храмового Ладана подтвердила что Медный свиток описывает именно сокровища Храма, единственным логичным предположением по мнению части исследователей может являться происхождение остальных рукописей из Иерусалима, где располагался иудейский Храм (Голб).


^ 5. Теории происхождения рукописей Мертвого Моря.

4-osnovnie-obyazannosti-universiteta-pravila-vnutrennego-rasporyadka-udgu-49-kontrol-uspevaemosti-i-promezhutochnaya-attestaciya-54.html
4-osnovnie-principi-ekologicheskih-dejstvij-yu-a-gusev-a-est-li-u-planeti-shans-a-est-li-u-planeti-shans-dospeh.html
4-osnovnie-sposobi-organizacii-viborki-3-generalnaya-sovokupnost-i-viborka-iz-nee-reprezentativnost-viborki-6.html
4-osnovnie-trebovaniya-k-znaniyam-umeniyam-i-navikam-uchashihsya-po-russkomu-yaziku-za-kurs-7-klassa.html
4-osobennosti-differencirovannoj-psihoterapii-somaticheskih-bolnih-psihoterapiya-v-obshesomaticheskoj-medicine.html
4-osobennosti-organizacii-ohrani-bankovskih-uchrezhdenij-spravochnik-sotrudnika-milicii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-dinamiki-pokazatelej-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-pokazivaet-stabilnoe-postupatelnoe-razvitie-miasskogo-gorodskogo-okruga-kratko-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-za-2007-god.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-cikli-silovie-trenirovki-izbavsya-ot-zabluzhdenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-okruzhayushemu-miru-v-3-klass-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-a-komarenko-zaveduyushaya-problemno-analiticheskim-otdelom-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viitrincomalee-prison-trincomalee-doklad-specialnogo-dokladchika-po-voprosu-o-pitkah-i-drugih-zhestokih-beschelovechnih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-r-1.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-sravnitelnij-analiz-stihotvorenij-gete-odinakovoe-im-yu-lermontova-gornie-vershini.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kadrovom-rezerve-dlya-zamesheniya-vakantnih-dolzhnostej-municipalnoj-sluzhbi-v-sovete-goroda-izobilnogo-stavropolskogo-kraya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-nevidimaya-zashita-inna-kriksunova.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematizirovannoj-rabochej-programmi-petrov-p-k-pzo-metodika-prepodavaniya-gimnastiki-v-shkole-ucheb-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-shk-ster-ministrlg-ttenshe-zhadajlar-komitet-kkshetau-tehnikali-instituti.html
  • school.bystrickaya.ru/59-nachalo-knigopechataniya-na-rusi-pervopechatnik-ivan-fedorov-ego-deyatelnost-v-moskve-i-v-zapadnoj-rusi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-nisanbaj-zhiraudi-kenesari-naurizbaj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-gidrometallurgicheskoe-oborudovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-analiz-sovremennogo-uroka-materiali-podgotovila-direktor-shkoli-shelkunova-l-m.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-specialnost-021400-zhurnalistika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-razgranicheniya-kompetencii-i-opredeleniya-obema-polnomochij-municipalnih-obrazovanij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tk-tv100-ru-31-10-2011.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-oblastnoj-ochno-zaochnoj-kraevedcheskoj-shkoli-kultura-rodnogo-kraya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-profilakticheskie-ispitaniya-proverki-i-izmereniya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo.html
  • write.bystrickaya.ru/flotacionnie-ilouplotniteli-spravochnoe-posobie-k-sn-i-p-04-03-85-proektirovanie-sooruzhenij-dlya-ochistki-stochnih-vod.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvazhaemij-gospodin-berg-uvazhaemie-chleni-ocenochnoj-komissii.html
  • turn.bystrickaya.ru/orta-asirlar-durnde-evropada-ilimni-toiraui-ilimni-damuindai-metofizikali-dur-zhne-kreocinistk-kzarastardi-stem-bolui-lekciya-mtn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fakultet-kulturi-i-servisa-baza-dannih-po-probleme-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-v-oblasti-informacii-i-telekommunikacij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-1-mektep-120-zhambil-atindai-orta-mekteb-kn.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-kassovih-operacij.html
  • writing.bystrickaya.ru/238-voprosi-dlya-samoproverki-predmetom-issledovaniya-istorii-ekonomicheskih-uchenij-yavlyaetsya-razvitie-ekonomicheskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iv-koleso-fortuni-formula-udachi.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-i-politicheskoe-polozhenie-indii-v-poslednie-godi-vojni-1943-1945-gg.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uprazhnenie-5-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-logika-i-teoriya-argumentacii-dlya-specialnosti-030602-svyazi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transplanttau-masatinda-azamattan-ajtis-bolannan-kejn-oni-tndern-zhne-nemese-azalarin-azalardi-blktern-alu-mmkndg-turali-kz-trsnde.html
  • letter.bystrickaya.ru/nalogovoe-planirovanie-bilet-vklyuchaet-dva-voprosa-perechen-voprosov-vklyuchaemih-v-bileti-finansi-soderzhanie-finansov-kak-specificheskoj-ekonomicheskoj-kategorii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-obshestvennih-obedineniyah-stranica-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshnie-zapominayushie-ustrojstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-i-podrazdeleniya-mpg-obshestvennaya-pravozashitnaya-priemnaya-besplatnie-pravovie-konsultacii-dlya-grazhdan-v-tom-chisle-v-otdalennih-rajonah-oblasti-po-pochte-i-e-mail-gruppa-issledovanij-i-monitoringa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.