.RU

4. «Мысли глобально, но действуй локально» - таков должен быть девиз в ПР на международном уровне. Два мира ПР



^ 4.

«Мысли глобально, но действуй локально» - таков должен быть девиз в ПР на международном уровне.

Два мира ПР.

В ПР существуют как бы два отдельных мира. Один – это мир людей, которые в самых разных странах занимаются связями с общественностью, работая на работодателя или клиента. Другой – это совокупность всех сфер деятельности, которые включены в понятие «отношения с общественностью».

Теория в области ПР в различных странах фактически одна и та же, а практическое их применение далеко не одинаково, поскольку они в большой степени зависят от экономических факторов, деловых традиций, языка, культуры и религии. Поэтому необходимо чётко определять цели в международных ПР, если вы хотите добиться успеха и не забываете об экономической выгоде. Большая часть методов, используемых в сфере международных ПР, не отличается от методов в обычных ПР. Перечислим эти методы:

  1. ^ Различные тенденции. Работая на многонациональную аудиторию, следует обращать самое пристальное внимание на результаты и тенденции, которые могут повлиять на ход событий. Специалисты по ПР с их отличной подготовкой играют конструктивную роль в этом «рассматривании кристалла».

  2. ^ Создание разветвлённой системы. Оптимальным решением, скорее всего, было бы размещение консультационных фирм по ПР в основных регионах, работающих на местах, а управляемых из центра. Другое решение – использовать консультантов по ПР, работающих в единой международной системе больших и малых консультационных фирм.


Лекция №5. Основные организационные структуры в связях с общественностью.

  1. Организационные структуры в СО.

  2. Понятие корпоративной культуры, корпоративного имиджа, фирменного стиля.

  3. Структура типового агентства и консалтинговой фирмы в области связей с общественностью.

  4. Различия и сходства в работе специалиста по связям с общественностью и пресс-секретаря.

  5. Независимый ПР-косультант и ПР-департамент.

  6. Интерактивный корпоративный Web-site.

  7. Виды и роль внутрифирменных коммуникаций во взаимоотношениях с персаналом

  8. Характеристика российского рынка ПР-услуг.


1.

Такие структуры можно классифицировать следующим образом:

Основная градация по видам организа­ционной структуры проходит по принципу «внутренние» и «внешние». Работа с теми и другими имеет свои плюсы и минусы. В малых и средних организациях создание отдела ПР или даже выделение всего одного специалиста эконо­мически не целесообразно. Поэтому небольшая организа­ция предпочтет воспользоваться услугами «внешних» орга­низаций. А для проведения непрерывных кампаний в крупных организациях лучше иметь собственную, «внут­реннюю» службу по связям с общественностью.

Преимущества внешних консультантов:

^ Недостатки работы с внешними консультантами:

• затрата времени и отвлечение собственного персонала для аудита и ввода консультантов в курс дел и проблем;

Кроме того, такие экс­перты зачастую нанимаются на временные проекты.

^ Разногласия между внешними ПР-консультантами и их клиентами:

^ Принципы отбора внешних консультантов

Выбирать консультантов следует тщательно, чтобы не потерять деньги, время или даже репутацию. Для крупных и долговре­менных проектов проводят предварительные переговоры с 10—12 кандидатами. Для мелких проектов — с двумя-тремя. Затем между ними объявляют официальный или неофициальный тендер.

Критерии выбора консультантов:

• более близкое месторасположение к офису заказчика.

В общем случае специализированные и консалтинго­вые фирмы не берутся за проекты стоимостью менее 2000 у.е. ^ Форма выплаты может быть:

а) повременная;

б) фиксированная;

в) процент от результата;

г) комисси­онная;

д) комбинированная. Предоплата обычно состав­ляет 30-50%.

Со специализированной организацией заключают контракт, который может звучать как «О технической по­мощи» или «На информационное обслуживание». Инди­видуальные консультанты, как правило, работают по трудовому соглашению.

Но чтобы за свои деньги получить максимальную отдачу, заказчику необходимо выполнить три условия:

1. Не ошибиться при выборе специалистов.

2. Содейст­вовать ходу работ или хотя бы не мешать им.

3. Сдер­живать амбиции как свои, так и своих сотрудников при получении результатов.

2.

Имидж (англ. image — образ) можно определить как совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей в отношении к фирме, личности или то­вару.

К понятию корпоративного имиджа близко и понятие «деловая репутация». Репутация (англ. repute — общее мнение), строго говоря, означает «доброе имя». Хотя мы слышим и сочетание «дурная репутация». По остроумно­му выражению американского писателя Эдгара Хау: «Ре­путация — то, что говорят у вас за спиной».

Еще раз подчеркнем, что имидж от репутации отли­чается тем, что он больше поддается искусственному построению, в его восприятии значительную роль игра­ет эмоциональная составляющая мыслительного про­цесса, в то время как репутация нарабатывается годами, конкретными делами и фактами.

Функции корпоративного имиджа

Корпоративный имидж формируется в двух направле­ниях: образ самой компании; имидж лидера-руководите­ля и всего топ-менеджмента.

Имидж самой компании обычно включает следующие элементы:

Визуализация образа

Отдельного внимания в процессе создания имиджа за­служивает такое явление, как стереотип. В сущности, зада­чей ПР-специалиста является создание в головах людей позитивных стереотипов своей организации и, может быть, негативных стереотипов конкурентов и противников.

Для того чтобы создать легко узнаваемое лицо компа­нии, запоминающийся имидж, необходимо задействовать некоторые частные составляющие:

  1. миссия организации, цели и особенности ее дея­тельности на рынке;

  2. время образования, показывающее устойчивые по­зиции данного объекта;

  3. состояние корпоративной культуры;

  4. размах деятельности;

  5. престиж страны происхождения;

  6. рейтинг в рыночном сегменте или в политике;

  7. ассортимент и доказанное качество продукции и сервиса.

На имидж организации активно работают такие фак­торы, как:

Действия фирмы не должны противоречить создавае­мому имиджу.

^ Мониторинг имиджа.

Имидж может меняться в зависи­мости от того, кто появился на рыночном или социальном пространстве или ушел из них. Новая марка товара с явно лучшими свойствами может вытеснить вашу марку из «файла» «Лучшая» в сознании потребителей. Имидж мо­жет расти благодаря целенаправленному культивирова­нию. С другой стороны, у общественности может меняться отношение к объекту по ряду причин, начиная хотя бы с такого понятия, как «надоели», «захвалились» и т.д. По­этому необходим мониторинг, отслеживание корпора­тивного имиджа в глазах целевых аудиторий.


Понятие «корпоративная культура» включает в себя комплекс особых, оригинальных внешних и внутренних опознавательных признаков, свойственных только дан­ной организации. Корпоративную культуру можно опре­делить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения дел, обусловливающих ин­дивидуальность компании.

Ниже приведены элементы этого комплекса.

1. ^ Объединяющие и отделяющие нормы — нечто общее у членов данного коллектива, что помогает легко отличить «своих» от «чужих».

2. Ориентирующие и направляющие нормы - отношение к «своим», «чужим», равным, нижестоящим и вышестоящим; ценности, потребности, цели и способы их достижения; комплексы знаний, умений, навыков; типичные для данного коллектива способы воздейст­вия на людей и т.д.; традиции, правила поведения и обслуживания; корпоративные символы, герои, легенды, которыми гордятся и на которые ориентируются. Пока что опросы показывают, что российские компа­нии формируют корпоративную культуру только на 20% сознательно и на 80% — интуитивно и подражательно.

^ Функции корпоративной культуры

• Формирование оригинального имиджа организации.

• Усиление вовлеченности персонала в дела организа­ции и преданности ей.

• Культивирование чувства общности всех членов орга­низации.

• Усиление системы социальной стабильности в орга­низации, обеспечение стандартов поведения.

• Формирование и контроль формы поведения и вос­приятия, целесообразных с точки зрения данной орга­низации.

Элементы корпоративной культуры организации

Сотрудники воспринимают корпоративизм как:

Текучесть кадров может быть высокой не по причине низ­ких зарплат, а от психологического климата, непро­думанной корпоративной культуры.


^ Понятие фирменного стиля

Фирменный стиль — это визуальное и смысловое един­ство всего образа организации, ее товаров и услуг, всей исходящей от нее информации, ее внешнего и внутрен­него оформления.

Первое, с чем мы встречаемся при посещении любого предприятия, — это внешний вид здания и его внутрен­няя отделка. Эта «упаковка» создает первое, наиболее сильное впечатление, формирующее мнение о фирме, ее репутацию.

Элементами фирменного стиля являются: название, логотип, товарный знак, фирменные цвета, слоган.

Название особенно важно при выходе на новые рын­ки. Оно должно быть коротким, понятным и легким для запоминания. К сожалению, менталитет россиян таков, что в основном их больше привлекают иностранные то­вары. Поэтому наши производители стремятся подде­латься под «иностранщину» и берут названия, которые ни о чем не говорят российскому уху. В результате название фирмы или марку товара не запоминают, а это продолжает рекламирование через «сарафанное радио». В таком случае можно посоветовать поступать следующим образом. Для товаров, где марки не видны (нижнее белье, костюмы и т.д.), не нужно делать ставку на них. Лучше постараться сделать известным название предприятия через простоту его запоминания.

^ Товарный знак и знак обслуживания — это обозначе­ния, служащие для индивидуализации товаров, выполня­емых работ или оказываемых услуг (далее — товары) юридических или физических лиц (Статья I Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова­ниях мест происхождения товаров»). Товарный знак может существо­вать в двух видах: 1) в виде словесного знака — логотипа (дословно — «типовое слово»), которое представляет со­бой название, выполненное определенным шрифтом. За­частую фирма заказывает у дизайнеров специальный оригинальный шрифт для названия, который еще больше поможет выделиться из числа конкурирующих названий; 2) в виде эмблемы, которая может представлять собой любую оригинальную графику.

Таким образом, аббревиатура является словесным то­варным знаком, но несловесный товарный знак, не со­держащий букв, логотипом называть неграмотно.

^ Фирменные цвета регистрируют, как правило, вместе с логотипом и товарным знаком. Во избежание пестроты лучше использовать не более трех цветов.

Слоган — это постоянный рекламный лозунг. В пере­воде с древнегалльского это — «боевой клич».

Зарегистрированные элементы фирменного стиля имеют при себе значки ® и ™. Следует обратить внима­ние на то, что знак ™ (trade mark) в российской практике не используют, поскольку не формализовано понятие «торговая марка».

В зависимости от того, какой имидж культивирует компания, разрабатывается и фирменный стиль одежды и поведения в обслуживании посетителей. Это может быть подчеркнутая строгость, а может быть и раскован­ный стиль с большой долей юмора и сленга.

Вообще весь внешний вид и одежда на работе пере­стают быть личным делом сотрудников. Каждый работ­ник должен учитывать не только личный комфорт, но и репутацию фирмы.

Очень хорошее впечатление производит единая форма одежды. Это показывает и состоятельность компании, и ор­ганизованность, подтянутость всей команды. Униформа по­могает отличить работников от посетителей. Хорошо читае­мые бейджи с именами и должностями их носителей облег­чают клиентам контакт с незнакомыми сотрудниками.


3.

В общем случае укрупненными задачами консалтин­гового агентства являются:

Более мелкие агентства предлагают те же основные функции, что и крупные агентства, но используют меньше сотрудников, специализация которых не столь глубока.

^ Структура крупных агентств

Мировая практика показывает, что более эффективным структурным подходом для консалтинговых агентств явля­ется принцип организации вокруг счетов клиентов. В боль­шинстве агентств гибкости придают большее значение, чем строгой структуре управления, поскольку такие фир­мы часто меняют структуру соответственно нуждам но­вых клиентов или способностям своих сотрудников.

Таким образом, частая реструктуризация является спецификой целевых команд, обслуживающих очередной счет (заказ). Тем не менее, существуют постоянные на­чальники отделов, курирующие свои специфические на­правления ПР-деятельности.

Отделы или департаменты носят названия, соответ­ствующие стандартным функциям своих подразделений:

  1. Отдел менеджмента (управления) счетов.

  2. Отдел творческих услуг.

  3. Отдел услуг по средствам массовой информации.

  4. Отдел производства печатной продукции.

  5. Отдел по организации выставок, презентаций и пресс-конференций.

  6. Отдел исследований.

К внутренним службам относятся:

Охарактеризуем работу некоторых спе­циалистов в ПР-агентстве.

^ Менеджер счетов. Здесь под «счетом» подразумевается каждый отдельный заказ-проект. Роль менеджера счета состоит в наилучшем распоряжении ресурсами клиента. Одновременно агентство вырабатывает собственные идеи, представляемые клиенту. Как только клиент (или клиент и агентство совместно) устанавливает общую стратегию для кампании или даже единичной рекламы, отдел управления счетами начинает выработку соответ­ствующих рекомендаций.

Художественный директор — это человек, который не­сет ответственность за графическое оформление ПР-материалов и оригинал-макет для печатной продукции. На­ходящиеся в его распоряжении художники могут выпол­нять отдельные иллюстрации, но только художественный директор придает окончательный вид этим элементам.

Художественный директор принимает окончательное решение относительно использования фотографий или иллюстраций, анимации на телевидении.

Текстовики (копирайтеры) отвечают за написание всех текстов. Роль их трудно переоценить, поскольку от яркости и оригинальности исходящей от компании пропаганды за­висит ее успех. Текстовики стараются улавливать современ­ные выражения и новые тенденции. Разносторонность — их наиболее характерная черта. Им приходится переключаться с производителей туалетного мыла на автомобильные фир­мы и изменять свой стиль, чтобы он соответствовал данно­му товару и языку целевой аудитории. Лучше, если у тексто­вика не будет своего стиля, потому что он каждый раз дол­жен подходить для конкретного обращения и объекта.

Иногда в структуре выделяют подразделения широко­вещательного производства (как почти везде существует отдельное подразделение печатной продукции), но чаще оно входит в состав творческого подразделения. Тон ис­полнения и само действие в широковещательной рекламе в значительной мере определяют ее успех. Поэтому в большинстве случаев творческая команда работает в тес­ном сотрудничестве с продюсером, который участвует в кино- и видеосъемках, а затем и в редактировании ком­мерческого ролика.

^ Плановик средств массовой информации — это одно­временно и творческая профессия. Прежде чем выбрать средства ПР, необходимо придумать соответствующую концепцию темы и сюжета. В этой разработке принимает участие и плановик средств массовой информации.

Разработка плана СМИ требует от плановика умения установить:

• при каких уровнях финансовых издержек.

Закупщики в средствах массовой информации опреде­ляют, какой охват через СМИ будет доступен и при каких инвестициях. Закупка включает в себя заказ площади и времени в СМИ в интересах клиента и в соответствии с ПР-планом. Как только клиент утверждает план, закуп­щик в СМИ начинает действовать максимально быстро, чтобы успеть разместить заказы.

Исследователи в СМИ. В дополнение к службам пла­нирования и закупки большинство подразделений СМИ имеет сектор исследований, занимающийся сбором и оценкой данных по СМИ. Менеджер исследований в СМИ готовит информацию о:


4.

Разумеется, генеральной целью того и другого специа­листа является создание и укрепление позитивного обще­ственного мнения в отношении организации. Однако функции пресс-секретаря несколько уже. Он в основном сосредоточен на внешних связях с общественностью че­рез средства массовой информации. На него обычно не возлагают работу с персоналом.

К сожалению, в российских условиях работа пресс-секретаря чаще заключается в охранных функциях, что вызывает резко негативную реакцию журналистского со­общества, предпочитающего прозрачность организации. Зачастую пресс-секретари берут на себя несвойственные им обязанности по ограждению своего руководителя от нежелательных вопросов, фильтруя не только «неудоб­ные» вопросы, но и нежелательных представителей СМИ. Все это отрицательно отражается на имидже фирмы.

Следует отметить, что пресс-секретари высоких чи­новников и политиков бывают больше, чем ПР-менеджеры, облечены властью и негласными полномочиями в силу своей личной приближенности к влиятельной пер­соне.

^ Организационная структура корпоративного пресс-цент­ра должна соответствовать его функциональному назна­чению и включать должности:

Виды временных пресс-центров

Они необходимы для регулирования связей со СМИ и освещения мероприятий в следующих случаях:

От уровня организации пресс-центра во многом зави­сит эффективность того или иного значительного меро­приятия. Все должно быть продумано для максимально полной технической и информационной поддержки представителей СМИ — от оповещения о событии до за­ключительной пресс-конференции. Любое недовольство журналистов от бытовых условий до организации пресс-центра может снизить эффект от проведенного дорогостоящего мероприятия.


5.

Источники информации о ПР-специалистах

  1. Рекомендации авторитетных знакомых. Это пер­вое, к чему обычно и прибегают.

  2. Поиск в Интернете по рубрикам «Паблик рилейшнз», «Преподаватели», «Консалтинг», «Литература по ПР» и др.

3. Рекламные издания и справочники под рубриками «Услуги», «Консалтинг» и пр.

4. Информация от менеджеров торгового зала или товароведов книжных магазинов об авторах популярных ПР-изданий. То же можно узнать и в библиотеках. После этого следует позвонить в соответствующее издательство и попросить соединить вас с намеченным автором, объяснив, для чего это вам нужно. Обычно редактором связывается со своим автором, и если тот не против, вы получаете телефон или адрес электронной почты.

5. Публикации на тему ПР в периодических изданиях, как правило, в журналах. Редакции обычно рады читательскому интересу и помогают выйти на своих авторов.

6. ТВ и радиопередачи с выступлениями ПР-специалистов.

7. Вузы, готовящие специалистов по экономике и социологии. Там зачастую преподают консультанты по интересующим вопросам.

Преимущества независимых консультантов-экспертов по сравнению с агентствами в том, что их услуги стоят не дорого. Дело в том, что, заключив контракт, агентство дает только такое количество специалистов, которое минимально необходимо для выполнения данного проекта. При этом из всей суммы счета агентство оставляет не менее той доли, которая причитается экспертам. Недостаток работы с независимыми консультантами по сравнению с агентствами состоит в том, что они ограничены в информации и перечне услуг. Эксперту практически невозможно осуществлять и тем более контролировать сколько-нибудь широкую ПР-кампанию. Обычно он привлекается только для аудита и планирова­ния. Кроме того, ПР-агентства имеют скидки от СМИ благодаря своему статусу.

ПР-департамент

Для образования корпоративного ПР-департамента обычно существует ряд причин:

^ Задачи, функции и структура корпоративного ПР-подразделения

Собственно, эти задачи и функции определяются об­щими целями ПР-деятельности.

В соответствии с поставленными задачами и родом деятельности корпорации крупный ПР-отдел можно раз­бить на несколько функциональных групп:

В принципе корпоративные ПР-департаменты орга­низованы подобно независимым агентствам, но могут

иметь разную форму. Начальник департамента может подчиняться или непосредственно генеральному дирек­тору, или президенту корпорации, либо директору по маркетингу и рекламе.

По мере надобности ПР-департамент обращается к консультативному агентству либо к тем или иным сто­ронним специалистам для выполнения особых задач.

Если ПР-департамент достаточно большой, то на его базе иногда организуют ПР-агентство, которое берется за обслуживание и внешних клиентов-неконкурентов. Та­кое агентство может вести и собственные счета, прово­дить выплаты и взимать плату, но в большинстве случаев хотя выполнения этих функций используется центральная бухгалтерия компании.

Для обеспечения эффективной работы данного отдела необходимо следовать ряду рекомендаций.

  1. Непрактично делить небольшой отдел на подразде­ления. Следует добиваться полной взаимозаменяемости, так, как ни один из проектов не будет сорван или отложен из-за болезни или отпуска каких-то сотрудников. Людям приходится быстро перестраиваться с одного дела на дру­гое. Поэтому нужны работники с устойчивой психикой.

  2. Менеджер ПР. обязан предотвратить попытки сде­лать отдел свалкой невыигрышных дел.

  3. Важное значение имеет достаточное обеспечение ПР-подразделения средствами оргтехники.

  4. Среди сотрудников ПР-отдела много людей твор­ческих профессий, к которым требуется особый подход, и организация рабочего времени. Предоставляя им свободу действий в разумных пределах, необходим и надлежащий контроль.


4-rezultati-izucheniya-materiala-uchebnoj-disciplini-rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-dermatovenerologiya-specialnost.html
4-rezultativnost-deyatelnosti-gbou-spo-pk-5-publichnij-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-gbou-spo-pk5-za-2010-2011-uchebnij-god.html
4-rinok-roznichnoj-torgovli-programma-razvitiya-konkurencii-v-respublike-kareliya-pasport-programmi.html
4-rol-obshestvennoj-palati-chelyabinskoj-oblasti-v-sodejstvii-razvitiyu-institutov-grazhdanskogo-obshestva.html
4-rukovoditel-diplomnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-po-preddiplomnoj-praktike-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite.html
4-rukovodstvo-sorevnovaniyami.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/uvazhat-cheloveka-v-cheloveke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nvesticjno-nnovacjna-dyalnst-splnih-pdprimstv-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshee-yazikoznanie-predmet-i-zadachi-kursa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statistika-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-dopolnitelnie-professionalnie-obrazovatelnie-programmi-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-6-audit-processa-proizvodstva-kurs-lekcij-po-predmetu-audit-podgotovila-prepodavatel.html
  • student.bystrickaya.ru/05022010rokfellernazvani-samie-populyarnie-internet-magazini-rossii.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-professii-horoshi-nachinka-dlya-vecherinki-strana-tterevertundiya-igri-dlya-detej-i-vzroslih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/puti-zagryazneniya-prodovolstvennogo-sirya-tyazhelimi-metallami-chast-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-novogo-veka-stranica-18.html
  • institut.bystrickaya.ru/sravnitelno-nedavno-mne-prishlos-uslishat-ot-odnogo-uvazhaemogo-filologa-ne-klassika-poluironicheskuyu-repliku-otnositelno-klassovoj-borbi-v-antichnosti-i-ee-o-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-nomeru-studencheskogo-bileta-ugolovnij-process-zarubezhnih-stran-kursovaya-rabota-i-ekzamen.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-bankovskogo-kredita-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-chast-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/mashini-dlya-zabivaniya-svaj.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sadovnik-stacionarnij-hristianskij-lager-organizacionnaya-struktura-stacionarnogo-lagerya-sovet-lagerya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-uroka-zona-arkticheskih-pustin-tundri-lesotundri-zadachi-uchitelya-zaklyuchenie-plyusi-iminusi-modulnoj.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-muzike-1-klass.html
  • books.bystrickaya.ru/belorusskij-gosudarstvennij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-zaochnoj-formi-obucheniya-ochnoj-zaochnoj.html
  • education.bystrickaya.ru/-7-patriarh-grigorij-v-borba-grekov-uchebnoe-posobie-moskva-izdatelstvo-moskovskogo-instituta-duhovnoj-kulturi-2007.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-e-b-alekseev-alekseev-e-b-osnovi-proektirovaniya-i-tehnicheskoj-ekspluatacii-cifrovih-volokonno-opticheskih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-marketing-dlya-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkie-biograficheskie-spravki-o-48-velikih-himikah-v-alfavitnom-poryadke.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-dlya-psihiatrov-i-specialistov-smezhnih-disciplin-stranica-32.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-programme-uchebnoj-disciplini-razrabotka-i-tehnologiya-proizvodstva-reklamnoj-produkcii-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-organizaciya-i-planirovanie-innovacionnoj-deyatelnosti-predpriyatiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-srok-realizacii-5-let.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-vichislitelnaya-matematika-napravlenie-podgotovki.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-mikrobiologiya-kislomolochnih-produktov-detskogo-pitaniya-vipolnyalas-na-baze-kafedri-mikrobiologii-biologo-pochvennogo-fakulteta-igu-i-muz-de.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-obuchit-vazhnejshim-elementam-geopoliticheskogo-analiza-obobsheniya-i-sravneniya-na-osnove-primerov-integracionnih-processov-v-zapadnoj-evrope-vo-vtoroj-polovine-hh-veka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/professionalnie-nalogovie-vicheti-posobie-po-vremennoj-netrudosposobnosti-uchet-oplati-za-ocherednoj-otpusk.html
  • education.bystrickaya.ru/22-analiz-pokazatelej-ekonomicheskoj-effektivnosti-deyatelnosti-rup-maz.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchitelya-vissh-kv-kategorii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrabotka-metalla-na-metalloobrabativayushem-predpriyatii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/barskogo-proizvola-glavnaya-v-pese.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.