.RU

4. Нефтяная промышленность - М. В. Барков (РФ), Ж. Тоньола (ЕС)



4. Нефтяная промышленность


^ 1. Краткое описание политики, законодательства в России и ЕС. Текущие инициативы.

Россия и ЕС тесно взаимосвязаны в отношении нефтяных поставок. Россия является крупнейшим поставщиком сырой нефти в ЕС, доля российского импорта в ЕС составляет 32%. Кроме того, ЕС импортирует значительные объемы нефтепродуктов из России (около 35% всего импорта), главным образом, дизельное топливо. Россия является вторым в мире экспортером нефти с объемами экспорта нефти и нефтепродуктов более 7 тыс. баррелей/сут по данным на 2010 г. 1. На долю ЕС приходится более 50% экспорта этих товаров.

Перспектива на 2050 г.

^ Политика Российской Федерации

В настоящее время объем экспорта российской нефти составляет 250 млн. тонн в год Россия собирается поддерживать производство и экспорт на должном уровне, по крайней мере, до 2030 г.

В то же время, Россия стремится к диверсификации транзитных маршрутов в Европу, в том числе путем модернизации и строительства новых приморских объектов экспортной инфраструктуры (Усть-Луга, Новороссийск), а также посредством введения дополнительных мощностей.

Кроме того, в настоящее время российские нефтяные компании осуществляют интеграцию в сектор даунстрим ЕС.

В краткосрочной перспективе (до 2020 г.) основными целями развития нефтяного комплекса являются:

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации до 2030 года, существует несколько моментов, которые можно определить как ключевые:


Кроме того, в Энергетической стратегии до 2030 года, принятой Правительством РФ в ноябре 2009 г., Россия поставила цель увеличить долю экспорта жидких углеводородов в восточном направлении с 8% до 22-25% к окончанию третьего этапа осуществления Энергетической Стратегии.

^ Европейская политика

В настоящее время нефть является главным источником энергии в ЕС. В соответствии с программой текущей политики, разработанной Международным энергетическим агентством, доля спроса в ЕС на первичные энергоресурсы может снизиться в ближайшие десятилетия с 35% (2008 г.) до 29% к 2035 г. Это может привести к снижению потребления нефти в ЕС с 606 млн. тонн в нефтяном эквиваленте до 537 млн. тонн в нефтяном эквиваленте (-11%)2. Тем не менее, ЕС ожидает растущую зависимость от импорта нефти с 82% в 2005 г. до 94% в 2030 г.

Тенденции развития после 2030 г. являются гораздо более неопределенными. На глобальном уровне, по сценариям3 Международного энергетического агентства, представленным в «Blue Map», ожидается сокращение потребления нефти на 27% по сравнению с уровнем 2007 года. В Европе4 снижение, как ожидается, будет более значительным (-51%). Это может стать возможным, в частности, из-за сокращения потребления топлива в транспортном секторе наполовину (электрические транспортные средства и ТС с подключаемыми гибридными блоками станут более распространенными). Комиссия ЕС в настоящее время работает над своими долгосрочными сценариями для 2050 года, которые должны быть готовы к концу 2011 года.

Значительная неопределенность также остается в отношении спроса на нефть в Европе. Так, существует несколько факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние:




^ 2 . Контекст, возможные взаимные интересы и предпосылки для расширения сотрудничества:

Россия и ЕС имеют общие интересы в сфере энергетической безопасности (безопасность поставок - со стороны ЕС, надежность спроса - с российской стороны), а также касательно прогнозируемости и стабильности нефтяных рынков. Как часть этой общей заинтересованности, развитие инфраструктуры и инвестиций в рамках производственно-сбытовой цепочки имеют решающее значение.

Повышение эффективности добычи, транспортировки и потребления нефти заслуживает постоянного внимания, а в частности осуществление таких технологий, как улавливание и хранение углерода, как части глобальных усилий по снижению углеродных выбросов, связанных с нефтью.

^ 3. Желаемый результат сотрудничества и преимущества, которые оно может принести:

Ключевые темы для сотрудничества могли бы включать в себя следующее:

а) Обмен информацией о перспективах поставок нефти и спроса на нефть.

Интересы России и ЕС тесно взаимосвязаны относительно прогнозируемости рынка нефти. Поэтому обмен прогнозами в отношении будущего спроса на нефть в целях разработки более ясного видения ситуации, а также увеличение надежности поставок и обеспечения спроса для России и ЕС является желательным результатом в подготовке «Дорожной карты» в сфере энергетики.

Факторы, заслуживающие рассмотрения включают реструктуризацию нефтеперерабатывающего сектора ЕС, а также план РФ по модернизации нефтеперерабатывающего сектора, которые могут изменить природу и назначение нефтепродуктов, имеющихся в наличии для экспорта.

Россия и ЕС разделяют важность уровня прозрачности нефтяных рынков и поддерживают усилия международных организаций в повышении уровня полноты, своевременности и достоверности системы базы данных «Совместной инициативы в области данных о нефти».

b) Обмен информацией и сотрудничество в инфраструктурных проектах

(i) В качестве ключевого предмета взаимного интереса следует рассматривать соответствие существующей инфраструктуры с точки зрения транспортных потребностей для осуществления поставок нефти и нефтепродуктов из России на рынки ЕС.

В Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года в качестве одной из целей упоминается диверсификация маршрутов транспортировки нефти.

ЕС также ставит задачу усилить нефтяную инфраструктуру в целях повышения безопасности поставок и минимизации экологического воздействия транспортировки нефти. В первую очередь ЕС выделяет значимость поддержания существующей пропускной способности системы трубопроводов "Дружба", поскольку это – основной маршрут поставок нефти для многих европейских стран. Помимо этого одной из задач, поставленных ЕС, является повышение совместного функционирования трубопроводной сети Центрально-Восточной Европы посредством усиления связей различных систем и устранения "узких мест" и/или включение обратных потоков с целью устранения любых нарушений поставок.

Тесная координация между ЕС и Россией уже осуществляется в рамках тематической группы №2 в рамках Энергодиалога Россия-ЕС (Подгруппа по инфраструктурным проектам), которая может служить подходящей основой для углубления этой работы. Препятствия на пути реализации необходимых инфраструктурных проектов, если таковые имеются, и пути их преодоления также могут быть определены.

В частности, следующие области сотрудничества могут быть дополнительно изучены:

(ii) Еще один ключевой вопрос, представляющий общий интерес, - это будущее существующей инфраструктуры, особенно транзитных трубопроводов. В качестве тем для обсуждения можно выделить развитие будущих потоков, инвестиции, вопросы обеспечения охраны и безопасности, а также целостности потоков на действующих трубопроводах и возможности привлечения транзитных стран в соответствующих случаях.

(с) Инвестиции

Успешность сотрудничества между компаниями России и ЕС в нефтяной сфере в области разведки и добычи, а также транспортировки, переработки и сбыта нефти обеспечивается следующим образом: со стороны российских компаний - инвестиции в перерабатывающую и сбытовую отрасли ЕС, со стороны компаний ЕС - в российские отрасли по разведке и добыче нефти. Эти формы сотрудничества являются ключевыми в целях повышения энергетической безопасности ЕС, одновременно с повышением безопасности спроса для России.

Обе стороны ожидают продолжения и углубления этого успешного сотрудничества, подчеркивая, в этой связи, важность инвестиционного климата, а также интенсификации отношений между Россией и ЕС с учетом таких принципов как свобода транзита, безопасность, предоставление инвестиционных возможностей и соответствие нормам международного права.

В частности, в области разведки и разработки новых месторождений ситуация становится все более сложной5. Дальнейшее техническое сотрудничество между компаниями России и ЕС, в частности посредством участия компаний ЕС в развитии российской нефтяной отрасли и наоборот, может способствовать обеспечению безопасности предложения и спроса на энергию и устойчивости развития.

В данном контексте необходимо отметить, что взаимопроникновение капиталов могло бы способствовать надёжному обеспечению энергетической безопасность сторон, объединяя взаимные интересы и риски поставщиков и потребителей природных ресурсов.

(d) Налоговое законодательство

Обсуждение возможных изменений налогового регулирования и их последствий для России и ЕС. Для обеих сторон важно понимать как те или иные изменения в национальном законодательстве могут повлиять на потребителей и производителей нефти и нефтепродуктов в их регионах.

(e) Энергосбережение

Энергосбережение является ключевым моментом в борьбе против изменения климата, и может являться предметом для сотрудничества между Россией и ЕС как в отраслях нефтедобычи и транспортировки нефти, так и в нефтеперерабатывающих секторах.

Энергетическая стратегия РФ предусматривает, что энергосбережение в нефтяном комплексе будет осуществляться в следующих основных областях:

Возможность расширения сотрудничества с компаниями ЕС и научно-исследовательскими центрами для достижения этих целей могут быть дополнительно изучены.

(f) Декарбонизация

Декарбонизация использования углеводородного сырья, в том числе с использованием УХУ, может быть важной темой для сотрудничества. Рассматривается возможность быстрого продвижения по данному вопросу, что впоследствии могло бы повлиять на будущее углеводородов в энергетической структуре Европы.

Другими потенциальными областями для сотрудничества между компаниями России и ЕС, а также научно-исследовательскими институтами в области декарбонизации являются:

Обсуждение системы торговли квотами на выбросы и ее влияние на нефтяную отрасль, включая нефтепереработку.

^ 4. Этапы и предлагаемые меры

Большинство из указанных вопросов могут быть рассмотрены в рамках существующих тематических групп Энергодиалога Россия-ЕС.

Для обсуждения некоторых из них может потребоваться более высокий уровень участия в тематических группах, в краткосрочной перспективе, особенно обсуждение пунктов a) и b). Первоначальные действия могут быть направлены на углубление прогнозов относительно показателей спроса и предложения, как только будут доступны сценарии ЕС, после чего может быть проведен конкретный анализ инфраструктуры.

В перспективе, регулярные обновления прогнозов показателей спроса/ предложения могут быть полезны для повышения уровня прогнозируемости рынка.


5. Энергоэффективность


Введение

Ключевая цель совместной работы экспертов в области энергоэффективности по разработке «Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050» - определить приоритетные области, представляющие интерес для обеих сторон с целью сотрудничества в будущем. Основное внимание в работе уделяется обмену положительным опытом, гармонизации нормативно-правовой базы и целей, снижению рыночных барьеров.

Более эффективное использование и трансформация энергетических ресурсов во всех секторах экономики составляет приоритет энергетических и климатических стратегий стран. Учитывая данные условия, анализ существующих стратегий и целей повышения энергоэффективности служит основой для определения областей дальнейшеготехнического и стратегического сотрудничества.

В ЕС и России отмечают следующие общие исходные условия, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству в сфере энергоэффективности:

В то же время существуют значительные различия в исходных условиях повышения энергоэффективности в России и ЕС, которые могут быть исключены из дальнейшего анализа основ сотрудничества. Например, существующие в настоящее время значительные различия налогообложения в энергетике, что обеспечивает более высокий потенциал получения прибыли в сфере энергоэффективности в ЕС.

Механизмы разработки законодательства в России и ЕС также различаются. В России основное законодательство принимается на федеральном уровне, в то время как в ЕС эти функции разделены между Европейской комиссией и национальными правительствами. В результате существует большое количество различных законодательных актов и мер для различных областей энергетики. Фактические оценки отдельных законодательных мер или инструментов (включая промышленность) могут стимулировать трансферы или развитие новых видов деятельности в странах-членах ЕС и в России.

^ 1. Сотрудничество России и ЕС в сфере энергоэффективности

Принятие в 2009-2010 годах в России нового законодательства по энергоэффективности, а также «Дорожная карта» ЕС по энергоэффективности до 2050 года (обзор текущего законодательства по энергоэффективности приведен в Приложении 1) служат стимулом для расширения сотрудничества России и ЕС. Успешному партнерству России и ЕС способствуют общность целей по повышению энергоэффективности экономик, географическая близость территорий и налаженные экономические и политические связи сторон.

^ Основные направления сотрудничества России и ЕС в сфере энергоэффективности могут включать следующие:

^ Механизмы сотрудничества, которые способствуют устранению перечисленных выше барьеров и служат стимулами для новых совместных проектов, включают в себя «Энергодиалог Россия-ЕС», инициатива «Партнерство для модернизации» и двусторонние министерские и межправительственные комиссии, советы по торгово-экономическим вопросам. Разрабатываемая «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года» также позволит активизировать сотрудничество в сфере энергоэффективности и будет стимулировать развитие сотрудничества в целом.

^ 2. Ожидаемые результаты сотрудничества

Положительными результатами сотрудничества России и ЕС можно будет считать:

Развитие различных форм партнерства обладает преимуществами, как для России, так и для стран ЕС. В первую очередь это снижение стоимости энергоресурсов, создание новых рабочих мест в промышленности и в ряде секторов сферы услуг, уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу, а также вклад в борьбу с изменениями климата и снижение связанных с ним расходов на адаптацию к климатическим изменениям.

Преимущества для ЕС включают:

^ Преимущества для России включают:

^ 3. План развития сотрудничества в краткосрочной и долгосрочной перспективе

План работ по развитию сотрудничества в области энергоэффективности можно разделить на два основных этапа (детальный план развития сотрудничества приведен в Приложении 2).

В течение 2011-2030 годов приоритеты будут включать гармонизацию нормативно-правовой базы в сфере энергоэффективности, а также разработку совместного плана перехода к низкоуглеродной экономике. Анализ и гармонизация законодательства и целей будут проводиться на взаимовыгодных для сторон условиях, с учетом сложившихся политических, экономических, социальных и климатических условий.

В течение этого периода на основе исследований будет подготовлен совместный план перехода к энергоэффективной низкоуглеродной экономике. ЕС и Россия будут последовательно осуществлять сначала пилотные, а затем крупномасштабные проекты в сфере энергоэффективности. В результате будет повышена энергетическая эффективность на различных уровнях экономики, будет систематизирован опыт по финансированию проектов, улучшению технологических процессов, модификации существующих производственных линий, поддержании или улучшении качества товаров/услуг, оценке потенциала различных технологий энергоэффективности и др.

Планируется, что к концу этапа будет завершен процесс гармонизации законодательства и системы технических стандартов, также планируется выполнять мероприятия по развитию рынка энергосервисных компаний в ЕС и России. За счет устранения торгово-экономических барьеров к концу этапа будет создан общий рынок в сфере энергоэффективности и, возможно, в других сферах экономики России и ЕС.

Кроме этого предполагается проведение совместных НИОКР и крупных промышленных проектов в области энергоэффективности.

На период с 2031 по 2050 годы запланировано выполнение завершающих мероприятий по переходу к низкоуглеродной экономике, а также изменение программ сотрудничества и выполнение новых планов действий.

На всех этапах особое внимание уделяется совместным НИОКР, обмену положительным опытом в сфере политики энергоэффективности, повышению информированности различных групп конечных потребителей энергии и сектора трансформации энергии о потенциале и приоритетах в области энергоэффективности. В результате данной деятельности появится возможность улучшить научную базу по вопросам энергоэффективности в различных отраслях экономики и разработать новейшие технологии в этой сфере. Усиливающаяся пропаганда энергоэффективности среди различных групп населения будет способствовать устранению информационных барьеров для сотрудничества, и будет стимулировать формирование энергоэффективного общества.


Приложение 1

^ Текущее законодательство ЕС и России в области энергоэффективности


Государственная политика России в сфере энергоэффективности

Основные документы, отражающие политику России в области энергоэффективности, – «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Указ Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Государственная политика направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственные задачи включают снижение энергоемкости ВВП России на 40% к 2020 году по сравнению с2007 годом; стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности за счет технологического развития и модернизации экономики страны в целом.

В «Энергетической стратегии России на период до 2030 года»энергоэффективность экономики и экологическая безопасность энергетики определены как стратегические приоритеты для России.

Основные стратегические мероприятия в этой области включают:

^ Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 года заложил правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В законе содержатся:

^ Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая в декабре 2010 года, направлена на поддержку реализации региональных программ энергоэффективности и должна обеспечить сокращение энергоемкости ВВП России на 13,5%.

Финансирование Государственной программы будет осуществляться из федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных средств. Объем федерального финансирования составляет 70 млрд. руб. (прибл. 1,75 млрд. евро) на весь период действия программы и будет направлен в основном на софинансирование региональных программ энергосбережения. Также в рамках Государственной программы предоставляются государственные гарантии по кредитам на реализацию проектов по повышению энергоэффективности в размере 100 млрд. руб. (прибл. 2,5 млрд. евро).

В настоящее время проводится работа по разработке и принятию большого числа подзаконных нормативных актов по различным направлениям, включая стимулирование реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования для энергоемких видов деятельности, методики расчета стратегических целевых показателей в области энергетической эффективности, создание технических условий на оснащение системами и приборами учета используемых энергетических ресурсов и др.


^ Политика ЕС и стран-членов ЕС в области энергоэффективности

Для борьбы с изменениями климата и сдерживания увеличения температуры поверхности Земли на уровне не более 2°C в период между 1880 и 2100 годами, Европейский Совет снова подтвердил в феврале 2011 года цель ЕС по снижению выбросов парниковых газов на 80-95% к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Эффективные технологии  использования и трансформации энергии представляют собой наиболее быстрый и экономичный способ достижения стратегических целей ЕС в области энергетики для борьбы с изменениями климата, обеспечения надежности энергоснабжения,  создания конкурентоспособных и ресурсоэффективных экономик, создания новых рабочих мест, сокращения затрат на энергию со стороны населения и, в целом, улучшения условий жизни общества. Признано, что спрос на первичные энергоресурсы в ЕС можно сократить, по крайней мере, на 20% (370 млн. т н. э; или более 15000 ПДж) к 2020 году за счет прибыльных инвестиций и организационных мер. Данная оценка основана на сравнении со сценарием обычного развития в течение 2007-2020 годов.

В «Плане действий по энергоэффективности» (Energy Efficiency Action Plan (EEAP), принятом Европейской комиссией в октябре 2006 года, разработана четкая структура законодательных актов, стратегий и мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. План действий направлен на интенсификацию процесса повышения энергоэффективности для достижения количественного показателя в 20%.В данном плане выделены шесть ключевых областей с наибольшим потенциалом энергосбережения и предложены 85 мер, которые должны быть выполнены на уровне ЕС, на национальных и местных уровнях:(1) Требования по энергоэффективности для продукции, зданий и услуг. По этому направлению разработано перспективное законодательство в области строительства и продукции («Директива ЕС по энергетическим показателям зданий» (2002/91/EC), рамочные директивы по экодизайну (2005/32/EC) и маркировке энергопотребления (92/75/EEC). В 2008 году были приняты законодательные акты по электромоторам, телевизорам, бытовому, уличному и офисному освещению, планируется принять регулирующие документы по водонагревательным приборам, оборудованию кондиционирования и вентиляции. Большое значение имеет Директива ESD, касающаяся энергоэффективности конечных пользователей и энергосервиса. Данная директива также включает национальные планы действий по энергоэффективности (NEEAPs).

(2) Энергоэффективность в сфере ЖКХ. По данному направлению один из основных документов – директива ЕС по когенерации.

(3) Транспорт. В эту сферу включены вопросы выбросов CO2 от новых легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, повышение топливной эффективности, энергоэффективность в авиации, включенной в схему торговли эмиссионными квотами.

(4) Вопросы финансирования и ценообразования, включающие инновационные финансовые инструменты, разработанные Европейским Инвестиционным Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития, национальными банками развития.

(5) Изменение поведения потребителей энергии. Мероприятия по данному направлению описаны в текущем «Плане действий по энергоэффективности» (EEAP) и «Пакте мэров», который был поддержан в 1900 городах с общим населением более 120 млн. человек. «Пакт мэров» европейских городов предусматривает снижение выбросов парниковых газов более, чем на 20% за счет разработки и исполнения «Планов действий по устойчивой энергетике» (SEAPs).

(6) Международное партнерство осуществляется в рамках Международного Партнерства по энергоэффективности (IPEEC) и двустороннего сотрудничества (включая сотрудничество с российским правительством).

По последним оценкам мероприятий по повышению энергоэффективности в странах-членах ЕС (до декабря 2009 г.), снижение спроса на первичные энергоресурсы к 2020 году составит не более половины от запланированного. В связи с этим необходимо разработать и выполнить дополнительные законодательные меры в ЕС и в странах-членах.

Приложение 2


4-tipologiya-lakun-predstavlenie-o-yazike-kak-sisteme-osnovnoe-teoreticheskoe-dostizhenie-yazikoznaniya-hh-v-baziruyusheesya.html
4-tonneli-i-kanali-n-a-ushakov-rukovoditel-temi-kand-tehn-nauk.html
4-torgovlya-narkotikami-i-organizovannaya-prestupnost-nezakonnaya-torgovlya-narkotikami-v-rossii.html
4-trebovaniya-bezopasnosti-v-avarijnih-situaciyah-tipovaya-instrukciya-po-bezopasnosti-provedeniya-zanyatij-v-kabinetah.html
4-trebovaniya-k-oborudovaniyu-i-inventaryu-dlya-servirovki-hraneniya-transportirovke-i-obsluzhivaniya-pitaniem-passazhirov-na-transportnih-sredstvah.html
4-trebovaniya-k-oformleniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/erazm-rotterdamskij-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-penze-sozdadut-centr-po-energosberezheniyu-monitoring-smi-modernizaciya-innovacii-skolkovo-04-06-2012.html
  • school.bystrickaya.ru/doveritelnoe-upravlenie-imushestvom.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kogda-ozhivayut-drevnie-formi-petrov-v-a.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-prakticheskih-zanyatij-rabochaya-uchebnaya-programma-po-obshestvennomu-zdorovyu-i-zdravoohraneniyu-dlya-specialnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-kak-budto-bilo-nedostatochno-ploho-slaborazvitaya-proizvodstvennaya-baza-neznachitelnie-sberezheniya-i-nebolshoe-kolichestvo-partnerov-po-torgovle.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneshnij-dolg-rossijskoj-federacii-problemi-upravleniya-chast-10.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mirazh-mi.html
  • credit.bystrickaya.ru/plani-teksta-pedagogicheskoe-rechevedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-prakticheskih-rabot-moskva-2006.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-federacii-hokkeya-na-trave-rossii-visoko-ocenil-final-spartakiadi-uchashihsya-v-kazani.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spravka-o-tekushej-zagruzhennosti-uchastnika-dogovorah-nahodyashihsya-v-ispolnenii-forma-14.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sistema-meropriyatij-po-realizacii-programmi-postanovlenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pri-sostavlenii-kursa-ispolzovani-konspekti-lekcij-professorov-m-a-starokadomskogo-i-v-popova-n-i-sagordi-prot-g-v-florovskogo-prot-i-mejendorfa-i-dr-m-d-a-1991-g-stranica-14.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-letnego-profilnogo-ekologicheskogo-lagerya-zelyonaya-strana.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-16.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slovar-spravochnik-korrekciya-zaikaniya-v-igrah-i-treningah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tibetskaya-kniga-mertvih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/byudzhet-podpisan.html
  • letter.bystrickaya.ru/nedelya-detskoj-knigiv-kuzneckom-rajne.html
  • spur.bystrickaya.ru/martinov-yuvenalnaya-yusticiya-nuzhdaetsya-v-professionalah-sobranie-v-izmajlove-instruktazh-roditelskoj-obshestvennosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-4-soderzhanie-5-vvedenie-6-glava-osnovnie-napravleniya-metodi-i-zadachi-testirovaniya-8-1-sistemi-oss-i-ih-testirovanie-8-2-obshee-opisanie-sistemi-oss-argus.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-tehnika-kto-ego-ustraival-i-na-skolko.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/utopiya-i-antiutopiya-v-nauchnoj-fantastike-chast-9.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovie-aspekti-strahovoj-medicini-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-astronomiya-chast-3.html
  • student.bystrickaya.ru/1-mezhmunicipalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-uchashihsya-dshi-i-dhsh-poisk-i-tvorchestvo-narodnie-remesla-referativnaya-rabota-kungurskaya-keramika.html
  • spur.bystrickaya.ru/komplekti-burovogo-oborudovaniya-plavuchih-burovih-ustanovok-gosudarstvennij-komitet-sssr-po-delam-stroitelstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-vipusknikov-rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-dlya-uchashihsya-5-11-klassov-3-j-god-obucheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nikolaj-gogol-opit-duhovnoj-biografii-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/klassicheskaya-i-monetaristskaya-teorii-sprosa-na-dengi-uchebnoe-posobie-po-makroekonomike-dlya-podgotovki-k-laboratornim.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-141ot-6-sentyabrya-2010-g-protokol-ot-2010-g-rabochaya-programma-pedagoga-po-matematike-dlya-5-klassov-sostavitel-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhim-raboti-gimnazii-otchet-ob-obrazovatelnoj-i-finansovoj-deyatelnosti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-lider-malogo-biznesa-2010-dalee-konkurs.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voenno-professionalnie-yadi-daleevpya-opredelenie-klassifikacii-istochniki-kontakta-voennosluzhashih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.