.RU

№4: Проблема бытия и проблема развития в современной философии



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

(ТГАСУ)

Методические указания

Тема №4: Проблема бытия и проблема развития в современной философии

Томск 2012

РАЗРАБОТАНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ секцией гуманитарной подготовки научно-методического Совета ТГАСУ

Составитель: доцент Борзых С.В.

Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Философия».

ПЛАН

семинарского занятия


  1. Понятие бытия, основные формы бытия, его характеристики;

  2. Историческое развитие понятия бытия, проблема единственного и множественного;

  3. Субстанция и материя;

  4. Движение и развитие.


Контрольные вопросы:


  1. Назовите виды бытия.

  2. Кто первым ввёл в философию понятие бытия и в чём состоял смысл его рассуждений?

  3. Что такое субстанция и в чём её отличие от материи?

  4. Опишите формы движения материи.

  5. Охарактеризуйте социальное бытие.

  6. Чем отличаются современные воззрения на бытие?

  7. Как разрешается вопрос о дуализме единственного и множественного в различных философских системах?

  8. Как понимается развитие? Какие подходы к изучению развития Вы знаете?

  9. В чём состоит специфика бытия человека?


Темы докладов и рефератов:


  1. Парменид и его вклад в развитие представлений о бытии.

  2. Единственное и множественное в пантеизме.

  3. Христианское понимание бытия.

  4. Материалистический взгляд на мир.

  5. Гегелевская диалектика хода исторического развития.

  6. Новые научные открытия и современное представление о материи и бытии.


Основная литература:


  1. Балашов Л.Е. Философия: учебник /Л.Е. Балашов. – 3-е изд., исправл.и доп. – М.: 208.

  2. Канке В.А. Философия для технических специальностей: учебник. – М., 2008.

  3. Налетов И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М.: 2008.

  4. Островский Э.В. Философия: учебник / Э.В. Островский. – М.: 2009.

  5. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. -0 М.: 2009.

  6. Философия: учебное пособие / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2008.


Дополнительная литература:


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

  3. Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. М., 1998.

  4. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1998.

  5. Лобанов С. Д. Бытие и реальность. М., 1999.

  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002, с. 32 – 38, 223 – 336.

  7. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001.

  8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

  9. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.

  10. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

  11. Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии, № 8, 1998, с. 33 – 37.


Интернет-ресурсы:


  1. http://www.philosophy.ru/ - философия в России.

  2. http://iph.ras.ru/ - институт философии РАН.

  3. http://www.philos.msu.ru/ - философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

  4. http://www.fsf.tsu.ru/ - философский факультет ТГУ.

  5. http://filosofia.ru/ - философия.ру: электронная библиотека литературы по философии и религии.

  6. http://filosof.historic.ru/ - электронная библиотека по философии.

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия - Википедия, электронная энциклопедия, рубрика философии.


В ходе изучения темы должны быть освоены следующие понятия:

Бытие, небытие, единственное, множественное, субстанция, материя, сущность, существование, движение, развитие.

Борзых С.В.

Введение
«Бытие» - это фундаментальное понятие, которое многие философы считают началом всякой философии как науки. Это опорное понятие ОНТОЛОГИИ, называемой также наукой о бытии, или учением о сущем (Аристотель). Философская онтология дает картину мира, точнее, представление о том, что есть мир сам по себе (мир «по истине»), в отличие от картины мира, формирующейся в нашем чувственном восприятии. В процессе развития философии выстраивались различные картины мира, соответственно, различные учения о бытии. При этом подвергалось обсуждению и сама опорная категория «Бытие». Не существует единого мнения о том, что является бытием. Именно поэтому вокруг этой категории велись, ведутся и будут вестись широкие дискуссии. Что же такое бытие и каким образом можно разрешить загадку, с ним связанную?

Что значит быть? Обычный и общепринятый ответ на данный вопрос сводится к отсутствию сомнения в собственном существовании. Разве могу я не быть? Осмотрев себя со всех сторон, убеждаешься в обратном – я есть, я живу. Чем же тогда занимается онтология и почему проблемы, затрагиваемые в ней, становятся столь важными?

Прежде всего, необходимо заметить, что ответ на вопрос, что есть бытие, задаёт тон всем последующим рассуждениям. Действительно, оттого, что мы считаем за бытие, в конечном счёте, зависит и то, что мы думаем обо всём нас окружающем. Само по себе утверждение, что мир существует, ведёт ко многим последствиям. Не менее значительной особенностью подобных размышлений является их способность сталкивать человека с тем, что превосходит его, что выводит его за рамки привычной жизни и заставляет по-новому взглянуть на свою жизнь. Ведь и сами вопросы о том, что значит быть, приходят к нам в дни сомнений и духовной растерянности. Окружающая нас среда, как биологическая, так и социальная, даёт немало поводов для такого рода мыслей. Проблемы с родственниками, друзьями, неприятности на работе, несданный зачёт или экзамен; сильный ураган, подсмотренная расправа хищника над своей жертвой – вот те стимулы, которые побуждают нас задуматься о том, что значит быть.

И тогда на ум приходит резонный ответ. Это значит «здесь» и «сейчас». На этом самом месте и в это самое время. Но так ли это? Если мы признаём, что есть «сейчас», то, вполне возможно, было и «вчера», а, может быть, будет и «завтра». Мы знаем, что были в прошлом, живём в данный момент и попадаем в будущее. То же самое касается и второй половины ответа. «Здесь» всегда подразумевает «там». Но где это самое «там», если оно недоступно нашему наблюдению? И всё ли видимое есть? А, может, мы просто не в состоянии разглядеть того, что предоставлено нашим глазам?

Мы знаем, что Вселенная бесконечна. Но что означает бесконечность? Какова она? Мы, как существа, ограниченные собственным телом, вряд ли способны до конца осознать всю невероятность, непостижимость и значимость Всего. И кто мы такие в этой бесконечности? Мельчайшие частицы, незначимые для неё, или те, кто в состоянии осмыслить её, дать ответы на волнующие нас проблемы. Вопросы множатся, пути разветвляются. И онтология, не позволяя завести нас в тупик, даёт нам ориентиры в этом бурном море задач. Значит ли это, что она даёт однозначные и строгие ответы? Конечно, нет, но она выводит нас к собственному пониманию всех этих проблем.

Было бы неверным подумать о том, что такие вопросы встают исключительно перед нашими современниками или перед нами самими. С глубокой древности людей интересовала категория бытия. И первым в качестве именно философской задачи её поставил древнегреческий философ Парменид. В его философии этот вопрос решался следующим образом: размышлять можно только о том, что есть, а о том, чего нет, такого делать невозможно.

Бытие в таком случае можно понять через сравнение с любовью, совестью, отвагой. Не может быть половины любви, четверти совести, трети отваги. Бытие – это всё. Нельзя выйти за его пределы, нельзя что-то открыть, потому что бытие уже существует. И говорить мы о нём можем тогда, когда мы специальным образом настроены, когда к нам приходят нужные слова. Нельзя вызвать такие мысли усилием воли, можно лишь вжиться в него, почувствовать себя в нём, рассказать о нём через себя, уже имеющегося в нём. Поэтому поиски ответа на вопрос, что значит бытие, приводят нас к нашему дому. Мы живём в нём, мы сами есть часть его, но чтобы осознать это, необходимо проникнуться осознанием единства с ним.

С другой стороны, наш повседневный опыт говорит нам о том, что всё изменяется, течёт, проходит от начала до конца. Мы когда-то родились и однажды умрём – и ничто не в силах изменить этого положения вещей. Жизнь, как и существование – это река, в которую нельзя войти дважды. И это позиция другого древнегреческого философа – Гераклита.

Через всю историю развития философии проходит этот спор, исход которого во многом определяет то, как мы относимся к нашему окружению и к нам самим. Если всё неизменно и раз и навсегда задано – то нам трудно что-либо изменить, мы можем наблюдать и сопоставлять, но вмешаться в устройство мира нам не дано. Но если всё изменяется, если ничто не вечно под луной, то мы в состоянии сами преобразовывать и мир, и самих себя. В зависимости от того, какую позицию мы занимаем, мы и ведём себя соответствующим образом. Мы либо созерцаем, либо действуем, либо размышляем, либо пытаемся как-то вклиниться в происходящее.

До сего дня данные вопросы не решены. Что нам выбрать и как нам быть? И самое главное – всегда ли есть выбор и в силах ли мы действовать? Именно на эти, как, впрочем, и на вышеперечисленные размышления наталкивает нас онтология. И по тому, как мы для себя решим эти вопросы, сложится, в конечном счёте, наша жизнь.

Проблему бытия в философии впервые была поставлена древнегреческим мыслителем – Парменидом. Наряду с Ксенофаном он является основоположником так называемой школы элеатов, названной так потому, что она происходила из города Элеи. Единственным сохранившимся текстом, принадлежащим Пармениду, является фрагмент его поэмы «О природе». В ней идет речь о посещении Парменидом богини справедливости Дике, которая и раскрывает ему тайну устройства мира. Данный монолог делится на две части. Первая носит название «Путь Истины», а вторая – «Путь Мнения». Подобное противопоставление поставило перед людьми мысль о том, что об одном и том же можно говорить разными словами, мнениями, тогда как истина существует всего одна. И характеризует её соответствие с реальностью.

По мысли Парменида, бытие - это то, что можно познать только разумом, а не с помощью чувств. Можно даже сказать, что возможность постижения разумом - важнейшее определение бытия. Главное открытие Парменида состояло в том, что он обозначил свойства бытия - как независящего ни от чего другого, как постоянное, целостное, неизменное, не возникшее по чьей-либо воле, неуничтожимое, нескончаемое во времени, доступное лишь мышлению. Таким образом, мышление и бытие по Пармениду - это одно и то же. Пармениду принадлежит один афоризм: бытие есть, а небытия нет.

Ещё одним важным представителем школы элеатов был Зенон (490 - 430 г. до н.э.), который выдвинул ряд парадоксальных положений, получивших название апорий (гр. «затруднение», «безвыходное положение»). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие. Одна из апорий называется «Стрела» - Зенон доказывает, что летящая стрела на самом деле остаётся на месте, а это значит, что движения нет. В каждый момент времени стрела занимает определённое место и никуда не летит. Складывая покой, мы получаем в итоге покой.

Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Ниже приведён отрывок из произведения Парменида «О природе». Предлагая его для прочтения, хотелось бы сделать несколько небольших рекомендаций. Во-первых, читать эту поэму нужно внимательно следя за знаками препинания – они играют огромное значение. Во-вторых, не стоит пугаться велеречивой и несколько напыщенной речи – за нею кроется глубокий смысл.
Парменид.

О природе.

http://books.atheism.ru/philosophy/#p
Путь Истины
Фр.2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,

Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.

Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно":

Это - путь убежденья (которое Истине спутник).
5. Путь второй - что - "не 0 есть1" и "не быть должно неизбежно":

Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить...
Фр.3 ... Ибо мыслить - то же, что быть...2
Фр.6 Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.

Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,

А затем от того, где люди, лишенные знанья,

Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит

В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи

Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,

Коими "быть и не быть" одним признаются и тем же

И не тем же, но все идет на попятную тотчас3.
Фр.7 Нет, никогда не вынудить это: "не сущее - суще"4.

Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,

Да не побудит тебя на него многоопытный навык

Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим,
Фр.1. И языком ощущать5. Рассуди многоспорящий довод
Фр.8 Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем - примет очень много различных,

Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, безлорожным и совершенным.
5. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть", одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рождения.

Как, откуда взросло? Из не - сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: Немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть6. Да и что за нужда бы его побудила
10. Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться

Так что иль быть всегда, или не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то

Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,
15. Иль погибать, но держит крепко. Решение - вот в чем:

Есть или не есть?7 Так вот, решено, как и необходимо,

Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный.

(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.

Как может "быть потом" то, что есть, как могло бы "быть в прошлом"?
20. "Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет".

Так угасло рожденье и без вести гибель пропала8.

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше,

что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.
25. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.

Но в границах великих оков оно неподвижно,

Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель

Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.
30. И пребудет так постоянно: мощно Ананка9

Держит в оковах границ, что в круг его запирают,

Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:

Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.

Тоже самое - мысль и то, о чем мысль возникает,
35. Ибо без бытия, о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: Судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет

Все, что приняли люди, за истину то полагая:
40. "Быть и не быть", "рождаться на свет и гибнуть бесследно",

"Перемещаться" и "цвет изменять ослепительно яркий".

Но, поскольку есть крайний предел, оно завершено

Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара10,

От середины везде равносильное, ибо не больше,
45. Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.

Ибо нет ни несущего, кое ему помешало б

С равным смыкаться ни сущего, так чтобы тут его было

Больше, меньше - там, раз все оно неуязвимо.

Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.
50. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю

Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты,

Лживому строю стихов моих нарядных внимая.

Гегель Г. В. Ф.

Учение о бытии.

http://books.atheism.ru/philosophy/#g

48-pouchenie-v-nedelyu-23-yu-po-pyatidesyatnice-i-prosil-ego-ves-parod-gadarinskoj-okrestnosti-udalitsya-ot-nih-chelovek-zhe-iz-kotorogo-vishli-besi-prosil-ego-chtobi-bit-s-nim-lk-8-3738.html
48-primernoe-soderzhanie-i-obshaya-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-discipline-finansi.html
48-razvitie-shkolnogo-samoupravleniya-publichnij-doklad.html
48-socialnaya-ustanovka-struktura-i-funkcii-2-socialno-istoricheskie-i-teoreticheskie-predposilki-videleniya.html
48-strukturnost-biznesa-biznes-kak-on-est-na-samom-dele.html
48-tablici-kvalifikacionnih-rabot.html
  • school.bystrickaya.ru/esli-cherez-tri-dnya-korolyu-ne-stanet-luchshe-mozhno-vsego-ozhidat-skazal-doktor-korol-tyazhelo-bolen-i-esli-cherez-tri-dnya-sostoyanie-ego-ne-uluchshitsya-mozhn-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narushenie-sna-prichini-vremennaya-harakteristika-gipnoz-po-materialam-sergeya-mishlyaeva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-unichtozhit-rossiyu-vesnoj-1941-g-dokumenti-specsluzhb-sssr-i-g-1937-1-94s-gg-vladimir-yampolskij-unichtozhit.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturi-analiz-stihotvoreniya-s-esenina-pismo-materi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-sergievo-posadskogo-municipalnogo-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-informacionnih-i-uchebno-poznavatelnih-kompetencij-na-urokah-informatiki-nabiullina-g-h-uchitel-informatiki-i-ikt-mbou-sosh-17-kompetentnostnij-podhod.html
  • reading.bystrickaya.ru/marketing-prof-liliya-karakasheva.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu-yaziku-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-s-rodnim-nerusskim-yazikom-obucheniya-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtori-uchebnogo-posobiya-upravlenie-prirodopolzovaniem-shurov-b-v-gubanov-l-n-zvereva-v-i.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-s-makarenko-chast-2.html
  • education.bystrickaya.ru/-vsego-13821-plan-raboti-mu-kabinet-informacionno-resursnogo-obespecheniya-i-razvitiya-obrazovaniya-mu-kiro-i-ro.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtorskoe-pravo-eto-ya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritoe-soznanie-otkritoe-obshestvo-stranica-9.html
  • report.bystrickaya.ru/kiselyov-zadacha-poborotsya-za-medal-bila-05-04-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mihail-tumanishvili-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya-avtor-raboti-kuznecov-yu-n-zaveduyushij-otdelom-kraevedeniya-goudod-to-ocdyutur-tula.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/simvoli-na-pasportnoj-tablichke-rekomendacii-po-montazhu-4-markirovka-se-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-ekzamenacionnoj-sessii-studentov-3-kursa-zaochnogo-otdeleniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline-proektirovanie-asoiu.html
  • education.bystrickaya.ru/4-issledovanie-likvorosoderzhashej-sistemi-na-srednepolnom-mr-tomografe-tomikon-s50-avance-05-tl-bruker.html
  • letter.bystrickaya.ru/norbert-viner-chelovek-upravlyayushij-chelovecheskoe-ispolzovanie-chelovecheskih-sushestv-kibernetika-i-obshestvo.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zadanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizaciya-i-taktika-raskritiya-otdelnih-vidov-prestuplenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kvadrat-tedeu-kvadrat-tedeud-trler.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-hochu-znat-misli-boga-vse-ostalnoe-chastnosti-posvyashaetsya-90-letiyu-sluzhbi-gosudarstvennoj-bezopasnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-dolzhna-vklyuchat-sleduyushie-strukturnie-elementi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-van-dongena-valentina-mihajlovna-hodasevich.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hai-stevan-l-evti-mo-zhivotni-put-puteshestvi-a-stranica-20.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-okruzhnogo-konkursa-v-zhanre-informacionnie-tehnologii-vnimanie-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/babalar-sz-ilimi-i.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-osnovopolagayushie-trebovaniya-k-osushestvleniyu-gradostroitelnoj-deyatelnosti-v-gorode-moskve.html
  • essay.bystrickaya.ru/bileti-po-innovacionnomu-menedzhmentu-za-osennij-semestr-2000-goda-chast-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-informatika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-polzovatelya-na-38-listah.html
  • spur.bystrickaya.ru/mektepke-dejng-mekemelerd-ou-trbie-rdsnde-maal-mtelderd-oldanu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-tyagoteniya-ejnshtejna-i-osobennosti-ponimaniya-biblejskoj-tverdi-svyatim-grigoriem-nisskim.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.