.RU

46. Надзор прок-ра за законностью окончания предварительного расследования - 1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ



^ 46. Надзор прок-ра за законностью окончания предварительного расследования.

Окончание предварительного расследования уголовного дела возможно в 2 формах: 1. Прекращение. 2. Направление в суд. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: 1. отсутствие события преступления; 2. отсутствие в деянии состава преступления; 3. истечение сроков давности уголовного преследования; 4. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; 5. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению .СТ.24 УПК - отсутствие события или состава преступления. Состав преступления многие следователи толкуют по своему и прекращают уголовное дело, а прокурор если посчитает, что есть состав преступления, должен дать письменное указание или своим постановлением отменить постановление следователя. СТ. 28 УПК - деятельно раскаяние дает возможность прекращения уголовного дела, но с обязательным согласием прокурора.

Должен быть документ, на котором прокурором указано "согласен" и подпись прокурора. Если следователь незаконно прекратил уголовное дело, то прокурор отменяет постановление следователя, возобновляет производство по делу и поручает расследование следователю своим постановлением. Максимов: - когда прокурор убедил следователя, что он прекратил головное дело незаконно, и следователь согласился, то прокурор поручает дальнейшее расследование этому же следователю; - если же следователь не согласен, то поручает другому следователю. Прокурор должен проверить исполнение требований закона об уведомлении участников уголовного судопроизводства об окончании предварительного следствия.


^ 47. Действия прок-ра по уг делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.

п.1 ч.1 ст.201 УПК РФ: прок-р полномочен утвердить обвинит. заключение в случаях, когда полностью согласен с действиями следователя и мотивировкой обвинительного заключения; потом с сопроводительным письмом направляет в суд; если дело подсудно областному суду, то направляется областному прок-ру, кот еще раз проверяет и назначает помощника в кач-ве гос обвинителя для участия в областном суде.

п.2 ч.1. ст.201 УПК РФ: прок-р имеет право прекратить уг дело полностью либо частично: если прокурор полностью не согласен с обвинит заключением и видит законные основания для прекращения уг дела; прокурор пишет постановление о прекращении уг дела; может частично прекратить уг дело, например, 2 обвиняемых и в отношении первого прекратить.

Если прок-р видит, что уг дело расследовано не полно, то прок-р имеет право возвратить дело на дополнительное расследование – п.3 ч.1 ст. 201 УПК. О возвращении прокурор выносит постановление, в котором д.б. указано, что конкретно нужно сделать по делу; если провести экспертизу, то должен указать вопросы для эксперта и т.д.

ч.2 ст. 201 УПК – прок-р имеет право изменить объем квалификации и объем обвинения. Изменение объема квалификации – прокурор имеет право переквалифицировать на менее тяжкое преступление, если обвинение принципиально не меняется (разбойное нападение на грабеж).

п.2 ч.2 ст. 201 УПК – прок-р имеет право изменить меру пресечения, за исключением содержания под стражей. Но если срок содержания под стражей на момент ознакомления с обвинит. заключением истек, то прок-р имеет право изменить. Он имеет право дополнить либо сократить список лиц, вызываемых в суд в кач-ве свидетелей обвинения, свидетелей со стороны защиты нельзя исключить.


^ 48. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции, полномочия прок-ра.

Российское правосудие – это особая форма государственной деятельности, которая играет роль в обеспечении законности и устанавливает систему гарантий при рассмотрении уголовных дел, которое даёт возможность вынесения судом законного решения.

Одним из элементов этой системы является участие прокурора по уголовным делам в I, II инстанциях и в надзорной инстанции. Прокурор участвует по всем уголовным делам публичного и частно-публичного характера. Впервые российское законодательство провозгласило принцип состязательности в уголовном процессе. При использовании этого принципа одной из сторон является государственный обвинитель. Очень трудно прокурору перестраиваться на этот принцип: ранее «истину добывал» председательствующий в суде, а теперь прокурор, который будет государственным обвинителем. Первым свидетеля допрашивает государственный обвинитель, затем сторона защиты, только после председательствующий в суде задает вопросы. Прокурор в суде должен не только обвинять и не всегда может быть обвинителем, прокурор может прийти к сомнению в вине обвиняемого и здесь используется принцип невиновности, то есть все сомнения в пользу обвиняемого, прокуратура отказывается от обвинения и суд прекращает уголовное дело.

В суде существует суд власть, то есть руководителем процесса будет председательствующий / суд если во II инстанции и прокурор обязан подчиняться всем решениям председательствующего.

Если допрашивает сторона, то первым должен допрашивать защитник, если подсудимый согласен давать показания. Председательствующий не может вмешиваться в процесс допроса, пока допрашивает одна из сторон.

По УК РФ нет акта прокурор. реагир-я – заключения. Ранее прокурор давал устное заключение по многим вопросам, которые записывались в протокол. Но председательствующий по любому вопросу спрашивает мнение прокурора, которое заносится в протокол. За прокурором осталось право ходатайства, которым прокурор должен пользоваться в целях предотвращения нарушения закона.

Существует особый порядок судебного разбирательства: подсудимый вправе только с согласия другой стороны (государственного обвинителя) ходатайствовать о вынесении приговора без судебного разбирательства (суд не может назначать более 2/3 максимального наказания).

Перед судебным разбирательством есть стадия подготовки к судебному заседанию: судья единолично назначает дело к слушанию; роли прокурора здесь нет.

С точки зрения нравственности роль прок-ра в суде: -уважительное отношение к суду; - к стороне защиты; -к подсудимому.

^ Объект участия в суде I инстанции для прокурора: законность действий и актов как суда, так и всех участников процесса, то есть если суд выносит определение, выносит приговор, то они должны быть законными и обоснованными, а иначе прокурор через представление ставит вопрос об их незаконности. В случае незаконных действий защиты и других участников, прокурор обязан ходатайствовать о пресечении председателем этих действий.

Предмет: акты судебного заседания (определения, протокол и пр.).


^ 49. Виды допросов, применяемых прокурором в судебном следствии.

Прокурор должен использовать 5 видов допроса и очную ставку:

    1. основной;

    2. дополнительный;

    3. повторный;

    4. перекрестный;

    5. шахматный;

    6. очная ставка (самостоятельное судебное дознание, близкое к допросу).

Тактически умелое использование их дает прокурору возможность положения широкого круга доказательств, изобл-я подложных доказательств, устранение добросовестного заблуждения.

1: свидетелей обвинения начинает допрашивать государственный обвинитель; сторона защиты; подсудимый; председательствующий задает вопросы. Начинается со свободного рассказа, но человек может отойти от сути вопроса и тогда государственный обвинитель или председательствующий может поправить направление.

2: проводится прокурором с разрешения председательствующего в любой момент судебного следствия; необходим для уточнения / разъяснения какого-либо факта.

^ 3: обычно назначается при возникновении сомнений в правдивости показаний какого-либо участника. Тактика его в том, что государственный обвинитель ставить вопросы в иной последовательности, чем при первоначальном допросе.

4: Перекрестный (это всегда повторный допрос, это лицо было уже допрошено, но не получена правдивая и истинная информация. При перекрестном допросе стороны и судья все могут ставить вопросы по одному и тому же обстоятельству в целях уточнения и проверки данных этим лицом показания.

5: Шахматный (в законе нет такого вида допроса, но наши обвинители порою пользуются данным видом допроса. Сущность – когда обвинитель, допрашивая одного участника судебного следствия, не закончив допрос, попутно задает другим ранее допрошенным с целью уточнения каких-то обстоятельств) – иногда не понимают…

^ 6: Максимов: законодатель должен регламентировать очную ставку в суде; дает определение и тактику очной ставки в суде; очная ставка – это судебное дознание, состоящее в попеременном допросе двух или более ранее допрошенных лиц (подсудимых, потерпевших, свидетелей) по поводу одного и того же известного им обстоятельства, имеет своей задачей устранение противоречий в их показаниях.

^ Особенность очной ставки (по Максимову): устранение противоречий; может быть между двумя и тремя лицами; не может быть между участником и экспертом, т.е. перечисляет круг лиц, между которыми может быть проведена.


^ 50. Поддержание прок-ром гос обвинения в суде. Структура обвинительной речи.

Судебное разбирательство делится на 2 подстадии:

  1. подготовительная часть судебного заседания;

  2. судебное следствие.

Прокурор выступает вторым после защиты, поддерживает государственное обвинение. В выступлении должен осветить обстоятельства дела, но с учётом, что он выступает не первым. Должен сказать причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Иногда должен доказать, что в действиях есть состав преступления. Обвинительная речь прокурора не регламентирована в УПК. Прокурорская практика выработала систему элементов для речи прокурора. Государственный обвинитель должен быть оратором, а иначе не добиться правды в суде.

Элементы речи государственного обвинителя

1) общественная оценка преступления;

2) изложение фактических обстоятельств дела;

3) анализ и оценка доказательств (допустимо ли доказательство; что нужно признать

доказательством; указать, если подсудимый изменил показания, то какие из них следует считать истинными);

4) предложение по мерам предупреждения преступления;

5) юридическая оценка преступления;

6) характеристика личности подсудимого должна быть объективной;

7) предложение государственного обвинителя о мере наказания.

Стороны (защитник, прокурор) имеют право касательно обжалования приговора.

8) соображение о возмещении материального ущерба и морального вреда.

9) характеристика причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Если прокурор в процессе судебного следствия и рассмотрения всех материалов дела в суде придёт к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось, то он обязан отказаться полностью или частично от обвинения. При полном отказе от обвинения обвинительной речи, естественно быть не может.

После выступления стороны имеют право на реплику, т.е. на повторное выступление. Цель реплики: опровержение доводов другой стороны, если на то есть объективные факты; государственный обвинитель стремится показать необъективность защиты, но при этом должен уважительно относиться к защитнику. Реплика во времени не ограничена.


^ 51. Участие прок-ра в апелл и кассационной инстанциях.

Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ «О прокуратуре» прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. Прокурор и его заместитель могут опротестовывать любой незаконный или не-обоснованный приговор, определение или постановление суда, независимо от того, участвовали или нет они в рассмотрении дела. Помощник прокурора может принести протест по делу, если участвовал. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости опротестования приговора, он может отозвать протест до начала рассмотрения его в вышестоящем суде.

В соответствии с УПК (ст. 354) судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном или кассационном порядке.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.

Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю.

По УПК жалобы и представления должны быть поданы в течение 10 дней со дня провозглашения приговора. Жалоба или представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения. При наличии уважительных причин, прокурор может заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок (Пропущенный срок восстанавливается в случае, если копии обжалуемого судебного решения были вручены по истечении 5 суток со дня его провозглашения) или отклонить ходатайство. Постановление судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано в вышестоящий суд.

По истечении срока обжалования суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, направляет уголовное дело с принесенными жалобой, представлением и возражениями на них в суд апелляционной или кассационной инстанции, о чем сообщается сторонам. (УПК ст. 359)


^ 52. Участие прок-ра в пересмотре приговоров и иных суд решений, вступивших в зак силу, полномочия прок-ра.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым судебные решения вступили в законную силу и принести надзорное представление, если сочтут, что они незаконны и необоснованны. Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Надзорные представление рассматривается судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня его поступления.

Изучив надзорное представление судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорного представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорного представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

^ Прокуратура принимает участие и в стадии возобновления уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам:

Вновь открывшиеся обстоятельства – те, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду. Заявления граждан, сообщения организаций и должностных лиц о таких обстоятельствах направляются прокурору. Прокурор своим постановлением возбуждает производство, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу. Выносит постановление о возбуждении производства и производит их расследование, или даёт соответствующие поручения следователю. Если расследованием по вновь открывшимся обстоятельствам установлены основания для возобновления дела прокурор направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и материалами проверки или расследования в суд, а при отсутствии оснований – прекращает, возбуждённое им дело.


^ 54. Процессуальное положение прок-ра при рассмотрении гражданских дел судами первой инстанции.

История развития законодательства о суде и роли прокурора показывает в постоянной заинтересованности прокурора в законности решений по гражданским делам. С 1922 г. осуществляется прокурорский надзор за осуществлением гражданского судопроизводства.

По новому ГПК функции прокурора в гражданском процессе существенно изменены. Если по ГПК РСФСР прокурор может вступать в гражданское дело на любой стадии, то по ГПК РФ этого полномочия нет. Если раньше прокурор мог предъявлять иски во многих инстанциях, то теперь только в 3 случаях:

  1. Прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту интересов РФ, её субъектов, либо в защиту интересов муниципальных образований.

  2. В защиту институтов неопределенного круга лиц.

  3. В защиту прав, свобод и законных институтов граждан, которые в силу возраста не способны отстаивать свои интересы, либо недееспособны, либо по состоянию здоровья и при наличии других уважительных причин.

Роль прокурора в этих случаях определяется по-разному. Существуют точки зрения:

  1. Прокурор является стороной в гражданском процессе.

  2. Будет истцом только в процессуальном смысле.

  3. Прокурор не является стороной, а занимает положение председателя государства, осуществляющего надзор за законностью.

^ Максимов (2).

Если прокурор откажется от иска, заявлявшего в суд, то суд будет разрешать дело по существу и если лицо, в интересах которого заявлен иск, будет согласно, то продолжает рассмотрение дела.

^ Неявка извещенного прокурора не является препятствием для рассмотрения дела, то есть нет состязательности. По новому ГПК судья не может приглашать прокурора по своей инициативе для участия в гражданском деле, а круг дел, по которым может участвовать прокурор, перечислен в ГПК.

По делам, в которых обязательно участие прокурора, он не имеет право давать заключения по вопросам, возникающим в ходе разбирательства дела. Ранее прокурор делал 2 заключения:

  1. Когда стороны заявляли ходатайство, председательствующий спрашивал у прокурора поддержать / нет.

  2. В конце разбирательства дела.

Сегодня есть только 2 заключение, если он сам подал иск.

В ГПК положение заключения прокурора не регламентировано, не определено его проц. заключение.

Сегодня прокурор утратил право принятия, касающиеся и надзорных протесов по любым гражданским делам, независимо от того, участвовал он в рассмотрении дела или нет. По новому ГПК прокурор наделен правом принесения касс., надз. и апел. представлений, но лишь по тем делам, в которых он принимал участие: либо с исковым заявлением, либо в котором обязан. ГПК значительно отстранил прокурора от участия по гражданским делам, сузил его полномочия.

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции осущ-ся в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также для дачи заключения. Про­курору предоставлено право обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы восстановить на­рушенный закон, что является средством его реагирования на установленные нарушения закона. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления. К прокурору нельзя предъя­вить встречный иск, лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъявил иск. Прокурор не вправе совершать процессуальные действия, свойственные стороне. Прокурор может всту­пить в дело в любой стадии процесса, если это­го требует охрана прав и законных интересов гр-н, общ-ва и гос-ва.

^ Обязательно участие прокурора при рассмотрении:

1) дел о признании гражданина безвестно отсут­ствующим;

2) дел об объявлении гражданина умершим;

3) дел о признании гражданина ограниченно дее­способным или недееспособным.

Ст. 45 - участие в деле прокурора.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гр-н, неопределенного круга лиц или интересов РФ, S-тов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и закон­ных интересов гр-на м. б. подано прокурором только в слу­чае, если гр-н по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и др. уважительным причинам не м. сам обратиться в суд.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процесс. обязанности истца, за исклю­чением права на заключение мирового соглашения и обязанности по упла­те суд. расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов др. лица, рассмотрение дела по сущест­ву продолжается, если это лицо или его законный представитель не зая­вит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает произ­водство по делу, если это не противоречит з-ну или не нарушает права и законные интересы др. лиц.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о высе­лении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоя­щим Кодексом и другими фед. законами, в целях осущ-ествле­ния возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разби­рательству дела.


^ 55. Принесение прок-ром кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гр делам.

На решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представлении (ст. 336 ГПК).

Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:

1) решения районных судов, решения гарнизонных военных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

2) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации;

3) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Кассационное представление возвращается прокурору в случае:

1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы, представления без движения;

2) истечения срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

Возврат кассационного представления прокурору осуществляется на основании определения суда первой инстанции. Прокурор вправе обжаловать указанное определение в вышестоящий суд.

Судья после получения кассационного представления, поданных в установленный ГПК срок и соответствующих требованиям ГПК, обязан:

1) не позднее следующего дня после дня их получения направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним письменных доказательств;

2) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения представления в кассационном порядке в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде. О дне рассмотрения жалобы, представления в Верховном Суде Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются Верховным Судом Российской Федерации;

3) по истечении срока, установленного для кассационного обжалования, направить дело в суд кассационной инстанции.

Частная жалоба – подаётся в течении 10 дней после вынесения решения мировым судьёй, суд аппеляционной инстанции рассмотрев частную жалобу вправе: оставить определение мирового судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения, отменить определение мирового судьи полностью или в части.


^ 56. Участие прок-ра в суде второй инстанции при рассмотрении гр. дела.

Решения судов по гражданским делам могут быть обжалованы в кассационном и апелляционном порядке. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Апелляционное представление может быть подано прокурором в течение 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме. Прокурор участвует в рассмотрении дела апел-й инстанции в случае принесения апел-го представления или если он участвовал в суде первой инстанции. На решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление. Прокурор или его зам. Приносит представление на незаконное или необоснованное решение суда независимо от того, участвовал ли он в данном деле. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов могут приносить представления только по делам, в рассмотрении которых они участвовали. Кассационное представление может быть подано в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


^ 57. Инициация прокурором и его участие в пересмотре судебных актов по гр. делам, вступивших в зак. силу.


58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.

^ 1. Организация работы прокvpора по участию в рассмотрении гражданских дел и предъявлении исков. Основная масса дел рассматривается районными или окружными судами. Важным условием является творческое, правильное распределение обязанностей прокурором района, округа, субъекта: из объема работы прокуратуры, штаты прокуратуры, квалификация прокурорских работников, особенности территории района. Организация работы может быть по отраслевому признаку или (и) по зональному признаку. Отраслевой - для прокуратур низового звена (района, округа) - прокурор назначает своего

помощника для участия только по гражданским делам, но если дел немного, то будет и по уголовным делам ;Зональный -

для прокуратур города, области, края и генеральной прокуратуры; ^ Принцип работы: в областной прокуратуре есть надзор за рассле­дованием уголовных дел, который делится на отделы; прокурор области дает следователям определенные зоны, за которые они отвечают. Организация состоит по договоренности с судьями, специалйзирующимися по гражданским делам, опре­делять дни недели, когда будут рассматриваться дела, для того, чтобы прокурор имел возможность заранее ознакомиться с делом, просмотреть законодательство. Прокурор и помощники должны вести учёт своей работы в форме:1. Журнал, в котором д.б. графы:1) стороны, участвующие в деле;2) характеристика спора;3) дата вынесения решения;4) принесено ли представле­ние в случае несогласия прокурора с решением по гражданскому делу.2. Наряд с копиями кассационных представлений(одна копия остается в прокуратуре).

^ 2. Организация работы по предупреждению гражданско-процессуальных споров­:

Функции:1) Пропаганда законодательства путем выступления с лекциями, на предприятиях; последнее время ослабла. поэтому ­

низкая правовая культура населения, незнание законов. 2) Вечерние правовые школы(сегодня нет таких школ).3) Выезд­ные сессии судов при рассмотрении серьёзных дел (сегодня почти нет).4) Вынесение частных определений, если было обнарудено нарушение законности отдельными должностными лицами.

^ 3. Обобщение практики участия прокvpора по гражданским делам в судах как элемент организации работы помогает:

Выявить недостатки участия прокурора по гражданским делам, нарушения норм материального или процессуального права со стороны суда при рассмотрении гражданских дел. Перед обобщением со­ставляется план, в котором указать: Причины возникновения споров. Законность и обоснованность разрешения дел. При обобщении дел необходимо анализировать статистику: увеличилось или уменьшилось число исков, сроки разрешения ит.д.

^ Организационным моментом является: проведение семинаров вышестоящим прокурором с прокурорами, занимающи­мися гражданскими делами; стажировка прокуроров у высококвалифицированных прокуроров.


^ 59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.

Объект надзора: законность деятельности родителей, государственных органов и других лиц, осуществляющих контроль за поло­жением детей в семьях (местная администрация, комиссия по делам несовершеннолетних).

^ Правовые отношения между деть­ми и родителями регламентируются в СК, а также ГП. Вмешательство прокурора происходит, когда он получает информацию извне. Прокуроры должны усилить свой надзор по защите прав несовершеннолетних, права на жизнь, на досуг и т.д. Проку­рор должен систематически проверять анализ состояния преступности; должен следить за вопросами законности усынов­ления детей, оставшихся без попечения родителей. Если усыновление незаконно, то прокурор должен поставить вопрос о признании усыновления недействительным. Если прокурор установит, что усыновление незаконно, то предъявляет граж­данский иск в суд о признании усыновления недействительным / отмене усыновления. Если прокурор установит наруше­ние требований о порядке назначения опекуна / попечителя, то обязан внести протест в администрацию или вышестоящую организацию.

^ Надзор за исполнением законов о школьном обучении:

Аксиомы: Воспитание детей - это семья.

Школа - ­один из важных источников воспитательного воздействия на детей..

^ Закон «Qб образовании»

1) Дает свободу не учиться

(<<-»):- есть предложение исключить из школы с 14 лет нарушение устава; - С согласия родителей и ОМС несовершенно­летний может с 15 лет оставить школу; - дети-сироты исключаются из школы только с согласия органов опеки и попечи­тельства. На нарушение этих норм прокурор реагирует протестом. В школе вводятся дополнительные платные услуги, но не могут быть принудительными. Родители имеют право выбирать эти дополнительные занятия и платить за НИХ.

2). Процесс защиты детей становится все сложнее. Проблемой является и то, что школы стали заниматься коммерцией, так как это сказывается на воспитании детей и отношении к ним преподавателей. Устав школы: Прокурор должен деликатно осуществлять надзор. Прокурор не может вмешиваться в методику, но может по ряду других вопросов: о наполняемости классов; исключение из школы. Поводом для проверки испытания уставов являются сигналы родителей, общественных организаций, СМИ.


^ 60. Сущность и задачи прок надзора за соблюдением законодательства, регулирующего труд подростков.

3 группы: 1. Акты, направленные на обеспечение своевременного трудоустройства и адаптацию несовершеннолетних. 2. Обеспечение повышения квалификации и общеобразовательного уровня работающих подростков. 3. Охрана труда рабо­тающих несовершеннолетних.

Существует определенная методика осуществления надзора за исполнением законодатель­ства о Труде несовершеннолетних на предприятии:

1. Прокурор выявляет число котированных мест.

2. Соблюдение возрас­та при приеме на работу.

3. Есть ли случаи необоснованного отказа в приеме на работу несовершеннолетних.

4. Число уво­ленных несовершеннолетних за проверяемый период.

5. Обоснованность увольнения, в том числе по собственному жела­нию.

6. Надзор по повышению квалификации; своевременность проведения квалификационных экзаменов и присвоение разрядов несовершеннолетним.

7. Все ли подростки обеспечены работой по приобретенной специальности и если нет, то почему.

8. При исполнении актов по охране труда несовершеннолетних прокурор проверяет, проводится ли медицинское освидетельствование несовершеннолетних

9.Имеются ли случаи применения труда несовершеннолетних с тяжелыми и вредными условиями работы.

10. Соблюдается ли продолжительность рабочего времени.

11. Имеются ли случаи привлече­ния несовершеннолетних к сверхурочным работам.

12. В какой продолжительности и когда предоставляются отпуска.

13. Выполняются ли требования по правилам техники безопасности и промышленной санитарии.


1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.

2. Объекты и субъекты прокурорского надзора в РФ.

3. Отличие протеста прокурора от прокурорского представления.

4. Значение работы В.И.Ленина «О двойном подчинении и законности, для развития законодательства о прокурорском надзоре.

5. Основные этапы развития законодательства о прок надзоре.

6. Структурное построение закона РФ «О прокуратуре РФ».

7. История развития российской прокуратуры.

8. Система органов и учреждений прокуратуры и ее организационная структура.

9. Понятие, содержание принципов организации и дея-ти прок-ры.

10. Понятие и система функций органов прокуратуры.

11. Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры.

12. Генеральная прокуратура Российской Федерации.

13. Порядок назначения Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов РФ, их компетенция.

14. Классные чины в органах прокуратуры РФ.

15. Подбор, расстановка и воспитание кадров в органах прок-ры РФ.

16. Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.

17. Аттестация прокурорских работников. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам прокуратуры.

18. Обеспечение социально-материальных условий службы и правовая защита работников прокуратуры.

19. Организация работы в органах прокуратуры. Сочетание предметного и зонального принципа в их работе.

20. Формы координации прок-ры и иных государственных органов.

21. Понятие, задачи и принципы управления в органах прокуратуры.

22. Полномочия прокурора по выявлению и устранению нарушений законов и

способствующих им обстоятельств.

23. Основания и формы проведения прокурорских проверок исполнения законов

органами, учреждениями, организациями, предприятиями.

24. Предмет и пределы надзора за исполнением законов.

25. Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним.

26. Внесение прок-ром представлений об устранении нарушений закона.

27. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушений закона.

28. Опротестование прокурором незаконных правовых актов.

29. Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре.

30. Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.

31. Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

32. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

33. Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности.

34. Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.

35. Полномочия прокурора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предв. следствия.

36. Организация прок надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предв. следствия (на примере районной прок-ры).

37. Надзор прок-ра за исполнением законов при возбуждении уг.дела либо отказе в таковом.

38. Надзор прок-ра за законностью рассмотрения заявлений о совершенных или готовящихся преступлений.

39. Расследование уг.дел органами прок-ры.

40. Прок надзор за обеспечением прав подозреваемых и обвиняемых лиц.

41. Надзор прок-ра за законностью задержания, соблюдения требований и режима содержания граждан в ИВС и СИЗО.

42. Прок надзор за рассмотрением и разрешением жалоб и заявлений лиц, содержащихся под стражей.

43. Прок надзор за обеспечением прав потерпевших от преступления лиц.

44. Надзор за исполнением законов и полномочия прок-ра при проведении следств. действий.

45. Понятие процессуальной самостоятельности следователя, этика взаимоотношений прокурора и следователя.

46. Надзор прок-ра за законностью окончания предварительного расследования.

47. Действия прок-ра по уг делу, поступившему к нему с обвинительным заключением.

48. Участие прокурора в рассмотрении дел судом первой инстанции, полномочия прок-ра.

49. Виды допросов, применяемых прокурором в судебном следствии.

50. Поддержание прок-ром гос обвинения в суде. Структура обвинительной речи.

51. Участие прок-ра в апелляцион и кассационной инстанциях.

52. Участие прок-ра в пересмотре приговоров и иных суд решений, вступивших в зак силу, полномочия прок-ра.

53. Предмет, объект и задачи надзора прок-ра за исполнением законов и применение назначаемых судом мер принудит. х-ра.

54. Процессуальное положение прок-ра при рассмотрении гражданских дел судами первой инстанции.

55. Принесение прок-ром кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гр делам.

56. Участие прок-ра в суде второй инстанции при рассмотрении гр. дела.

57. Инициация прокурором и его участие в пересмотре судебных актов по гр. делам, вступивших в зак. силу.

58. Организация работы районной прок-ры по осуществлению надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гр. дел.

59. Прок надзор за воспитанием детей в семьях, за исполнением законодательства об образовании.

60. Сущность и задачи прок надзора за соблюдением законодательства, регулирующего труд подростков.

algoritmicheskaya-struktura-cikl-avtomatizirovannoe-rabochee-mesto-klassifikacii-arm-5-algoritmicheskaya-struktura.html
algoritmicheskij-podhod-metodika-izucheniya-osnovnih-voprosov-kursa-himii-8-go-klassa-novosibirsk-2009.html
algoritmizaciya-processa-obucheniya-mladshih-shkolnikov.html
alhimicheskaya-boginya-dzhin-shinoda-bolen.html
alhimik-sajt-lyu-alikberovoj-sajti-matematicheskoj-i-obrazovatelnoj-napravlennosti.html
alhimiya-finansov-dzhorzh-soros-otdihaet-radik-gajzatullin-torzhestvuet.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-sklyara-doklad-ob-itogah-deyatelnosti-organov-federalnogo-kaznachejstva-krasnodarskogo-kraya-za-2011-god-i-osnovnih-napravleniyah-razvitiya-na-2012-god-rukovoditel-upravleniya-soobshil-o-dostignutih-rezultat.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-gorbovskij-inie-miri-hudozhnik-o-kovaleva-na-oblozhke-a-muntyan-logos-11-i-zolotie-niti-dao-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shkola-tvorcheskoj-samorealizacii-shalev-a-a.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gruziya.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomika-istoriya.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-federalnogo-sobraniya-rf.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobie-usloviya-upravlenie-organizacii-municipalnih-zakupok-administracii-g-novij-urengoj-predlagaet-prinyat.html
  • education.bystrickaya.ru/323-materiali-tovari-sire-i-postavshiki-emitenta-111024-rossiya-moskva-ul-dushinskaya-d-7-str-1-informaciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sov-i-raschetnih-zadach-sposobnost-otvetit-na-vse-voprosi-i-reshit-vse-predlozhennie-zadachi-svidetelstvuet-o-dostatochnom-usvoenii-chitatelem-osnovnogo-materiala-posobiya-stranica-20.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grizlov-b-v-monitoring-smi-5-iyulya-2007-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhile-plyus-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-zao-cifrograd.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-soderzhit-informaciyu-o-rezultatah-deyatelnosti-gimnazii-za-proshedshij-uchebnij-god-osnovannij-na-statisticheskih-i-analiticheskih-dannih-gimnazii-i-upravleniya-obrazovaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-srochnie-meri-doklad-koordinacionnogo-soveta-po-delam-molodezhi-v-nauchnoj-i-obrazovatelnoj-sferah-sovetu-pri.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/irbis-navigator-yazik-formatirovaniya-versiya-20-10-1-funkcionalnie-vozmozhnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-bankovskimi-riskami.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pri-razrabotke-lesohozyajstvennogo-reglamenta-ispolzovalis-sleduyushie-zakonodatelnie-normativno-pravovie-i-inie-tehnicheskie-dokumenti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seriya-filosofiya-psihologiya-sociologiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-koloproktologii-spravochnik-putevoditel-prakt-vracha.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-2-praktika-vzimaniya-nds-21-mezhdunarodnij-opit-vzimaniya-nds-nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-odin-iz-klyuchevih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-centralnogo-komandovaniya-vs-ssha-general-d-petreus-otdal-sekretnij-prikaz-o-rasshirenii-spektra-tajnih-operacij-na-blizhnem-vostoke-i-v-rajone-afrikanskogo-roga.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovoditelyu-predpriyatiya-o-razrabotke-formi-tzv-of-za-2011-god-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/reshenie-24-fevralya-201.html
  • shkola.bystrickaya.ru/reabilitaciya-i-medicinskoe-obsluzhivanie-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-080400-62-upravlenie-personalom.html
  • control.bystrickaya.ru/dvadcat-pyataya-lekciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-detskih-muzikalnih-shkol-i-shkol-iskusstv-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/direktor-mogilyovskogo-oblastnogo-proizvodstvennogo-unitarnogo-predpriyatiya-kinovideoprokat.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-po-programme-povisheniya-kvalifikacii-proektirovanie-i-rekonstrukciya-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostavit-plan-referata-po-vibrannoj-teme-sostavit-doklad-i-vistupat-pered-auditoriej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-sfera-shema-territorialnogo-planirovaniya-alagirskogo-rajona-respubliki-severnaya-osetiya-alaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nikolaj-konstantinovich-rerih-proishozhdenie-i-zachatie-9.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3lozh-o-kotoroj-ne-uznal-stalin-beskonechno-dalyokuyu-kazhetsya-na-pervij-vzglyad.html
  • report.bystrickaya.ru/kabinet-ministrov-chuvashskoj-respubliki-postanovlenie-ot-30-dekabrya-2004-g-n-309-o-respublikanskoj-programme-gosudarstvennoj-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-chuvashskoj-respublike-na-2005-2011-godi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.