.RU

5. Изучение воспитанности школьников - Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск - 1999



^ 5. Изучение воспитанности школьников.

« Жизнь убедила: первый и наиболее

ощутимый результат воспитания

выражается в том, что человек стал

думать о самом себе. Задумался над

вопросом: что во мне хорошего и что

плохого? Самые изощренные методы и

приемы воспитания останутся пустыми,

если не приведут к тому, чтобы человек

посмотрел на самого себя, задумался над

собственной судьбой».

В.А. Сухомлинский


Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияет не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.

Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Несомненно, ибо тогда теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает некую хаотичность и стихийность.

Для оценки эффективности воспитательного процесса необходимо определить соответствуют критерии и показатели. В справочной литературе «критерий» определяется как мерило оценки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показателем является то, при помощи чего показываются данные о состоянии, развитии чего-либо.

Следовательно, встает очень значимый для педагогической теории и практики вопрос: что считать критериями и показателями эффективности воспитательного процесса. Существуют разные взгляды на то, должны ли быть едиными для всех критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В связи с тем, что многие школы работают в рамках собственных инновационных проектов, критерии и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны самими участниками педагогического процесса с учетом целей и задач воспитательного процесса, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых. Вывод о результативности воспитательного процесса делается на основе сопоставления всех полученных данных с учетом динамики показателей.

Изучение результативности воспитательного процесса, с одной стороны, организуется регулярно, если речь идет о наблюдении или применение других методик, а с другой – периодически, с помощью специально проводимых срезовых исследований. В связи с этим можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных во времени результатах.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса является изучение воспитанности школьников, диагностика коллектива и отношений в нем.

Как же определять воспитанность школьников? В педагогике эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей» воспитанности, об уровнях воспитанности мы можем составить лишь весьма приблизительные представления, используя достаточно сложно и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.

Что же считать критериями воспитанности? В дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Засимовский); изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развитию нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов и направленности личности, на уровне мировоззрения (Е.В. Бондаревская).

В современной педагогической науке отчетливо просматриваются две позиции по отношению к изучению воспитанности школьников.

Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями является ведущие мотивы поведения и деятельности детей, нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.).

По мнению этих ученых, воспитанность – это не конгломерат частных свойств личности, а согласованность между знанием, убеждением и поведением.

Необходим каждый из компонентов воспитанности: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение и деятельность, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами поведения, в самом же нравственном поведении и деятельности реализуются знания и убеждения и появляются новые.

Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.

Воспитанность определяет актуальный уровень нравственного развития личности. Для определения потенциального уровня развития школьника, зоны его ближайшего развития в психологии и педагогике используется термин воспитуемость. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность школьника к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития личности.

Для анализа воспитанности и воспитуемости школьников педагогу надо обладать рядом педагогических умений:

Предлагаемая программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьника поможет педагогу упорядочить его диагностическую деятельность.

Программа психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников.


Программа психолого-педагогического изучения учителем воспитанности и воспитуемости школьников







Компоненты

Уровни и показатели

Диагностические приемы

Возрастные особенности и нормы

Индивидуальные варианты

Приемы развития, формирова-ния, коррекции

Воспитанность (диагноз)




































































































Воспиту-емость (прогноз)

1.Нравственные знания (что знает ученик о нормах меж-человечес-ких отноше-ний)




2.Нравственные убеж-дения, моти-вы (приня-тие учени-ком знаний о нравственности в качест-ве эталонов своего пове-дения)













3.Нравственные поступ-ки и поведе-ние (как реа-лизует уче-ник в своем поведении нравствен-ные знания и свои убеж-дения)




1.Восприим-чивость к воспитательным воз-действиям (как может развивать свою лич-ность в сот-рудничестве с другим человеком)














































2.Способность к само-воспитанию (как может развивать свою лич-ность само-стоятельно)




-Знания об отношениях к труду,

-к обществу,

-к другому человеку,

-к себе







-Ценност-ные ориен-тации,

-мотивы,

-цели,

-эмоции




























-Отдельные поступки,

-поведение в целом

























Активность ориентиров-ки в новых социальных условиях, перенос способов поведения в новые усло-вия, откли-каемость на помощь дру-гого чело-века в разви-тии личнос-ти


































Социальная инициатива, постановка новых, усложняю-щихся задач развития своей лич-ности, осо-знанность и самооргани-зация пове-дения

Беседа, методика неоконче-нных предложений










Постановка учени-ка в ситу-ации нравственного вы-бора, со-подчине-ние мо-тивов, принятие решения










Фиксация повторяющихся поступков учащихся






















Сопостав-ление эксперт-ных оце-нок в форме педагоги-ческого консилиу-ма

Младший шко-льный возраст: ориентации учителем, усво-ение различия между наме-рением и ре-зультатом поступка

Средний шко-льный возраст: интерес к оце-нке сверстника, идентифика-ция, чувство «взрослости»

























Старший школьный воз-раст: устой-чивая само-оценка, лич-ностное само-определение






















Нравственные знания– через опыт деятель-ности

Постановка в ситуации, тре-бующие сопо-ставления нравственных норм и приме-ривания их к себе

Поощрение поступков в соответствии с принятыми знаниями и убеждениями

Опыт поступ-ков и их обсуждение

Упрочение самоуважения и достоинства





































Упрочение готовности к выбору и при-нятию реше-ния, усиление ответственногсти за пос-ледствие своих поступ-ков и своих решений

Самовоспита-ние личности

Главная цель –вооружить средствами и способами саморазвития личности и предоставить возможности сделать выбор с учетом собственной индивидуаль-ности




Второй подход к изучению воспитанности школьников на основе выявления и оценки различных уровней сформированности социально значимых качеств личности разработан известным педагогом -ученым М.И. Шиловой.

Качества личности в обобщенной форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к окружающим людям и самому себе. По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения»*, что подводит к пониманию качеств в связи с деятельностью. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека его воспитанность.

По мнению М.И. Шиловой, воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека.

Если отдельные качества разделяются на положительные и отрицательные, то воспитанность характеризуется совокупностью положительных личностно и социально значимых качеств. Преобладание же отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

Воспитанность включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.

Для воспитанного человека самосознание ответственности за свои дела и поступки являются определяющими мотивами поведения.

Для изучения и анализа воспитанности современного школьника автором предлагается методика, которую можно рассматривать как психолого-педагогическую технологию.

Для учителя – практика предлагаются минимальные диагностические программы изучения воспитанности младших школьников, подростков и старшеклассников.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны -–шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.

Такой приметой для распознавания продвижения школьников в нравственно-волевом развитии, проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности.

* Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 271

В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.

Невоспитанность школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном с требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации. Хотя активная общественная позиция еще не проявляется.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции.

Технологию такого изучения задают соответствующие таблицы – программы для младших школьников, подростков, старшеклассников.

В качестве образца предполагается программа изучения воспитанности старшеклассников и сводный лист к ней.

Программа нацелена на удовлетворение потребности старшеклассников в познании и преобразовании окружающего мира и определяет направления их развития в настоящем и будущем. В нее включены базовые качества и отношения, обладающие наибольшей способностью к интеграции других качеств, задействованных в широком спектре отношений юношей и девушек, формировании их культуры и гражданской зрелости. Программа выстроена по принципу преемственности с другими программами изучения воспитанности младших школьников и подростков. (Об этих программах подробную информацию вы можете получить из книги М.И. Шиловой «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе». – М.. 1998. – С. 151-159.)


^ Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников.




Базовые качества

Признаки уровней проявления формирующихся качеств

«3»-ярко проявляются

«2»- проявляются

«1» –слабо проявляются

«2» -не проявляются

Отношение к обществу

1.Любовь к Отечеству

























2.Полити-ческая культура






















3.Правовая культура

























4.Интернационализм

Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его будущего




Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет собственные аргументированные оценки, обсуждает их с товарищами




Знает основные гражданские права и обязанности, соблю-дает их, активно работает по соз-данию законов и правил школьной жизни




Уважает культуру и традиции других национальностей, пресекает неуважительное отношение к ним

Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает его настоящее
















Осведомлен об общественно-политических событиях, имеет самостоятельные суждения и оценки










Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном зако-нотворчестве

участия не принимает







Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей

Сам мало инте-ресуется историей и культурной своего Отечества



















Политически недостаточно осведомлен, в суждениях и оценках чаще всего идет за другими










Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует допол-нительного контроля со стороны взрослых и товарищей

Не проявляет интереса к культуре других национальностей

Пренебрежи-тельно отно-сится к истории и отечественной культуре
















Политически не осведомлен






















Нарушает дисциплину и правопорядок



















Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей

Отношение к собственности

5.Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности

6.Бережливость и эконом-ность в отношении к личной собственности

Бережет общественное достояние, уважает чужую собственность, стимулирует к этому других










Бережет личные вещи, экономит и разумно тратит денежные средства, удерживает от неразумных затрат своих близких и товарищей

Уважает чужую собственность, бережет общественное достояние
















Бережет личные вещи, разумно тратит денежные средства

Небрежно относится к общественному достоянию, не уважает
















Не всегда оправдано тратит денежные средства, требует контроля

Наносит ущерб чужой и общественной собственности













Не бережлив, расточителен




























Отношение к учебному труду и делу

7.Успешность в учении и самообразовании













8.Дисципли-нированность и организо-ванность

Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний

Организованный и деловитый, умеет организовать на дело товарищей, доводит дело до конца

Успешен в учении, стремится развивать свои творческие способности вне школы







Организован сам, но организовать на дело других не умеет

Недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей







Недостаточно деловитый, принимает участие в деле под руководством других

Ленив, неуспешен и безответственен в учении
















Неорганизованный, бездеятельный

Отношение к людям

9.Общите-льность
















10.Готов-ность прийти на помощь










11.Тактич-ность, культура поведения

Общительный, умеет устанавливать и развивать межличностное и деловое общение

Готов прийти на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем




Тактичен и вежлив в общении со старшими и товарищами, одобряет и поддерживает эти качества у других

Сам охотно идет на контакты, но общение организовать не умеет







Сам охотно идет на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем

Сам тактичен, но равнодушен к бестактности других

В общении не разборчив, часто ведом другими










Неохотно идет на помощь и поддержку других, чаще «за компанию»




Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов

Замкнутый, необщительный













Не отзывчив к чужим проблемам










Бестактный и грубый

Отношение к себе

12.Здоровый образ жизни
















13.Целеустремленность в самоопределении













14.Чувство собственного долга

Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей

Самоопределяется, упорно и настойчиво работает на пути достижения цели, поддерживает в самоопределении других

Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других

Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но и к здоровью других равнодушен







Настойчиво работает над собой в плане самоопределения
















Бережет свою честь и достоинство

Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей

Еще не совсем определился в жизненных планах, целенаправленно не работает над собой, требует поддержки

Не всегда проявляет в делах и поступках уважение к себе, нуждается в поддержке других

Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки




Не имеет целей самоопределения
















Не уважает себя как личность, не заботится о своей чести и достоинстве

Далее могут быть дополнения




Обсуждение и анализ результатов изучения может осуществляться на педагогическом консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися и т.д.

Данные изучения воспитанности старшеклассников хранятся в «Сводном листе», образец которого мы предлагаем.

avtobiograficheskie-rasskazi-tashim-bajdzhiev-literaturnij-portret-na-fone-epohi.html
avtobiograficheskij-ocherk-veniamin-arkadevich.html
avtobiografiya-duhovno-nepravilnogo-mistika-stranica-3.html
avtobiografiya-na-edin-jogin-paramahansa-jogananda-predgovor.html
avtobus-yavlyaetsya-daleko-ne-samim-udobnim-sredstvom-peredvizheniya-dejstvitelno-avtobusnie-ostanovki-ochen-tesni-no-tem-ne-menee-oni-predstavlyayut-soboj-to-m-stranica-2.html
avtobusnaya-ekskursiya-dlya-veteranov-polnoe-nazvanie-organizacii-uchastnika-vnd-i-vseh-ee-partnerov.html
  • spur.bystrickaya.ru/kreacionisti-s-fizfaka-mgu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnogo-povedeniya-na-vode.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezidiu-m-postanovlenie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-dlya-macintosh-18-internet-19.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-diagnostika-akimova-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-10-iyunya-2008-g.html
  • esse.bystrickaya.ru/rassmotrena-i-odobrena-na-zasedanii-kafedri.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novij-vzglyad-na-cheloveka-l-kin.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-izucheniyu-razdela-matematiki-v-6-klasse.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-u-ru-esli-u-vas-voznikli-voprosi-postaraemsya-na-nih-otvetit-esli-est-pozhelaniya-nepremenno-soobshite-stranica-25.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otkritka-istoriya-otkritki.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-rentabelnosti-deyatelnosti-predpriyatiya-oao-barnaulskij-pivovarennij-zavod.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vostochnoevropejskie-krizisi-50-h-gg-cepnaya-reakciya-rossiya-i-germaniya-v-godi-vojni-i-mira-1941-1995-gg-m.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-lichnostnih-kachestv-na-razrabotku-upravlencheskih-reshenij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-vechernej-smennoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-gorodskogo-okruga-kohma-ivanovskoj-oblasti.html
  • grade.bystrickaya.ru/mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnie-ekonomicheskie-otnosheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-krupnih-sdelkah-sovershennih-akcionernim-godovoj-otchet-za-2008-god-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • essay.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-eshyo-zhivie-bomzhi-olga-malish-moskovskie-novosti-moskva-27-15-02-2012-c-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/za-carya.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2003-goda.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-agentstvo-interfaks-4-iyulya-2007-goda-informacionnij-byulleten-6-iyul-2007-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pripozhenie-495-glavnij-redaktor-zav-psihologicheskoj-redakciej-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-vedushij-redaktor.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mif-2-4-2002-god-matematika-8-klass-karpova-irina-viktorovna-zadachi-po-geometrii-na-vstupitelnih-ekzamenah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rascheti-plotin-na-prochnost-i-ustojchivost-plotini-betonnie-i-zhelezobetonnie-snip-06-06-85.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kurs-montazh-i-naladka-ses-dlya-gosudarstvennih-universitetov-specialnost-100400-elektrosnabzhenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-i-opitno-konstruktorskoj-rabote-razrabotka-metodiki-sbora-i-ocenki-pokazatelej-effektivnosti-realizacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/meropriyatiya-provedennie-na-baze-gou-co-936-obespechivayushie-otkritost-i-translyaciyu-rezultatov-eksperimentalnoj-i-innovacionnoj-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mirovaya-valyutnaya-sistema-chast-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhangelsk-i-severnie-strani-konca-xvi-nachala-xx-vekov-izbr-dokl-mezhdunar-nauch-konf-arhangelsk-10-12-iyunya-1999-g-red-helstrand-yu-red-usov.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-studentov-aspirantov-specialistov-razlichnih-profilej-shirokogo-kruga-lic-zhelayushih-posetit-ili-poehat-uchitsya-rabotat-v-ssha.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-sverdlovskoj-oblasti-oficialnoe-izdanie-sedmoj-razdel-k-4-za-2006-god-razmeshenie-zakazov-na-postavki-produkcii-dlya-gosudarstvennih-nuzhd-sverdlovskoj-oblasti-informacionnij-byulleten.html
  • tests.bystrickaya.ru/litejnoe-proizvodstvo-280700-62-00-01-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-tehnosfere.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-samodina-n-i-erikson-e-e-77-identichnost-yunost-i-krizis-per-s-angl-obsh-red-i-predisl-tolstih-a-v.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kazminoj-svetlani-muratovni-po-anglijskom-dlya-5-9-klassov-posnitelnaya-zapiska-vvedenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/volya-nevolya-naputnoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.