.RU

5. Природопользование - I. Исходные факторы и условия экономического и 6 социального развития Республики Коми 6


5. Природопользование


^ 5.1. Развитие минерально-сырьевой базы

Основной целью развития минерально-сырьевого комплекса в Республике Коми является сохранение, расширение, комплексное освоение и рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением экологических норм для обеспечения деятельности действующих промышленных предприятий и развития новых производств в республике.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

содействие развитию минерально-сырьевой базы в республике, предусматривающее:

воспроизводство углеводородного сырья промышленных категорий с коэффициентом восполнения не менее 1,2 как основы сохранения нефтегазодобычи в освоенных районах;

выявление и оценку новых зон нефтегазонакопления в слабоизученных районах, удаленных от центров нефтегазодобычи, с целью подготовки, в первую очередь, новых районов нефтедобычи на перспективу, что позволит улучшить инфраструктуру недостаточно освоенных районов и создать условия для развития малого и среднего бизнеса;

проведение региональных работ с целью наращивания и локализации ресурсов углеводородного сырья на перспективных нефтегазоносных территориях:

в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с целью изучения структур внутренней части Предуральского краевого прогиба и Западно-Уральской складчато-надвиговой зоны, неизученных территорий Тимана, а также изучения глубоко погруженных нефтегазоносных комплексов палеозоя;

в Мезенской перспективной нефтегазоносной провинции для изучения геологического строения и перспектив нефтегазоносности палеозойских и рифейских отложений;

в Кировско-Кажимской перспективной нефтегазоносной области для изучения геологического строения и перспектив нефтегазоносности палеозойских и рифейских отложений;

завершение лицензирования в установленном порядке всей перспективной на нефть и газ территории Тимано-Печорской провинции и начало лицензирования в установленном порядке территории Мезенской перспективной нефтегазоносной провинции;

создание новых и альтернативных сырьевых узлов как в известных горнодобывающих районах, так и в неосвоенных районах, за счет выявления месторождений новых и нетрадиционных типов для формирования перспективной минерально-сырьевой базы, включая решение задачи создания минерально-сырьевого фонда для будущих поколений;

обеспечение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для нужд экономики, строительства промышленных предприятий, трубопроводных систем, населенных пунктов республики;

создание информационных баз данных общераспространенных полезных ископаемых;

совершенствование системы предоставления в пользование месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод;

участие в совершенствовании системы контроля за недропользованием;

решение проблем обеспечения населенных пунктов республики подземными водами и создания альтернативных источников питьевого водоснабжения;

обоснование роли минерально-сырьевых ресурсов в экономике Республики Коми, определение масштабов, темпов и приоритетных направлений их использования;

участие в определении приоритетных направлений проведения геологоразведочных работ, включающих:

государственное геологическое изучение недр, предусматривающее проведение региональных геологоразведочных работ, выявление новых зон нефтегазонакопления в слабоизученных районах, создание новых и альтернативных сырьевых узлов и оценку ресурсов полезных ископаемых, подготовку запасов пресных подземных вод для хозяйственного и питьевого снабжения населенных пунктов Республики Коми. Решение этих проблем должно осуществляться в тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Коми;

геологоразведочные работы за счет средств недропользователей и инвесторов, предусматривающие подготовку запасов полезных ископаемых, обеспечивающих устойчивую динамику развития организаций и поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми, подготовку запасов и ресурсов полезных ископаемых в рамках лицензионных (поисковых) площадей для создания задела и организации новых нефтегазодобывающих и горнодобывающих производств. Доля средств недропользователей в общем объеме финансирования геологоразведочных работ должна составлять не менее 85 – 90 процентов.

Приоритетами развития минерально-сырьевой базы в Республике Коми являются:

увеличение объемов геологоразведочных работ, проводимых в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы;

обеспечение экологической безопасности при освоении и использовании месторождений минерально-сырьевых ресурсов.

Реализации поставленных задач будут способствовать:

участие в совершенствовании федерального законодательства по вопросам недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

участие в разработке и реализации в установленном порядке комплексной программы перспективного развития минерально-сырьевой базы в Республике Коми;

разработка и реализация ведомственных целевых программ;

организация работы Межведомственной комиссии по вопросам природопользования и соблюдения природоохранного законодательства при Экономическом совете Республики Коми.

Намеченные меры по развитию минерально-сырьевой базы в Республике Коми позволят обеспечить:

прирост запасов углеводородного сырья, превышающих намеченные уровни добычи нефти и газа в 1,2 раза;

подготовку запасов минерально-сырьевых ресурсов для обеспечения работы угледобывающих и горнодобывающих предприятий;

эффективное использование минерально-сырьевой базы с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и сохранением уникальных природных ресурсов для следующих поколений.

^ 5.2. Комплексное использование водных ресурсов

Целью комплексного использования водных ресурсов являются удовлетворение потребностей населения и объектов экономики Республики Коми в воде, создание благоприятной экологической обстановки на водных объектах, обеспечение безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить содействие в решении следующих задач:

расширение и модернизация сети наблюдательных пунктов за гидрологическим, химическим, биологическим режимами водных объектов с учетом перспектив развития производств;

участие в развитии системы мониторинга, анализа и прогнозирования качественного и количественного состояния водных ресурсов;

развитие систем по совершенствованию технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкции, модернизации и нового строительства водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использованию наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрению новых технологий водоочистки, модернизации промышленных предприятий, внедрение в технологических схемах производственных объектов оборотного водоснабжения;

повторное и последовательное использование сточных вод с полным прекращением сброса в водоемы загрязняющих веществ посредством разработки и внедрения технологий по использованию шламов, осадков, повторного восстановления реагентов, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;

окончание строительства берегоукрепительных сооружений на реке Ижме Ижемского района (бассейн р.Печоры) Республики Коми;

строительство берегоукрепительных сооружений и проведение противооползневых мероприятий на левом берегу реки Сысолы в г.Сыктывкаре (бассейн р.Северной Двины) Республики Коми;

реконструкция ГТС Кажымского водохранилища на реке Кажым в п.Кажым Койгородского района (бассейн р.Северной Двины) Республики Коми;

проведение работ по предотвращению деградации водных объектов в результате обмеления и засорения путем проведения дноуглубительных работ и расчистки русел рек;

реконструкция существующих и строительство новых очистных сооружений в промышленности, жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве;

строительство систем и сооружений для сбора очистки ливневого стока с территорий поселений и предприятий;

внедрение в практику работы технологических норм сбросов в поверхностные водоемы на основе наилучших технологий производства.

Приоритетными направлениями развития водохозяйственного комплекса Республики Коми в долгосрочной перспективе будут:

гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек;

снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, в первую очередь, в источниках питьевого водоснабжения;

создание в районах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и риском аварийных техногенных загрязнений альтернативных систем обеспечения населения питьевой водой из подземных источников;

внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов, ориентированного на самофинансирование водохозяйственного комплекса.

Механизмами реализации поставленных задач по улучшению состояния водных ресурсов в Республике Коми являются:

участие в совершенствовании федерального законодательства в области водоохранной и водохозяйственной деятельности;

участие в развитии системы государственного управления водным фондом, создании эффективной системы координации деятельности органов государственного управления в области использования и охраны водных объектов, разграничения функций управления использованием и охраной водных объектов, а также разделения сфер ответственности между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Коми;

проведение работы с федеральными структурами по участию федерального бюджета в реализации проектов берегоукрепительных сооружений;

содействие в формировании экономических механизмов в области охраны водных объектов;

применение схем комплексного использования и охраны природных ресурсов, реализации водохозяйственных программ на основе научных исследований;

финансирование водохозяйственных мероприятий из республиканского бюджета Республики Коми с учетом их софинансирования из федерального и местного бюджетов;

финансирование в установленном порядке геологоразведочных работ по подготовке к разработке месторождений пресных подземных вод.

Реализация поставленных задач в сфере комплексного использования водных ресурсов позволит:

обеспечить устойчивое развитие водного хозяйства на территории Республики Коми;

обеспечить население и хозяйствующие субъекты республики водными ресурсами соответствующего качества;

улучшить экологическое состояние водных объектов, существенно снизить последствия вредного воздействия вод.

^ 5.3. Лесоуправление и лесопользование

Целью лесоуправления и лесопользования в Республике Коми являются сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

создание нормативно-правовой базы Республики Коми, отвечающей современным требованиям лесоуправления и лесопользования;

участие в осуществлении государственного лесного контроля и надзора;

создание условий для своевременного и качественного воспроизводства лесов, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного миров;

обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание должного уровня санитарного состояния лесов;

содействие в рациональном использовании ресурсного потенциала лесов и развитии системы добровольной лесной сертификации по международным стандартам, создание условий для расширения территорий сертифицированных лесов в Республике Коми;

участие в обеспечении транспортной доступности лесных участков;

содействие в развитии деревоперерабатывающей промышленности, а также производств по переработке недревесных лесных ресурсов;

развитие иных видов лесопользования (использование лесов для осуществления рекреационной деятельности, для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты и другие);

развитие инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

Приоритетное внимание при достижении цели должно быть уделено вопросам:

создания системы воспроизводства лесов и лесовосстановления, улучшения породного состава лесных насаждений;

сохранения экологического потенциала и биологического разнообразия лесов;

обеспечения доходности лесопользования;

достижения баланса интересов участников лесных отношений в использовании экономического потенциала леса, его экологических и социальных функций.

Механизмами реализации поставленных задач должны стать:

реализация лесного плана Республики Коми на 2008-2017 годы;

разработка и исполнение лесохозяйственных регламентов лесничеств Республики Коми;

разработка и реализация целевых республиканских и ведомственных программ по вопросам воспроизводства лесов;

формирование организационных структур для согласования деятельности участников лесных отношений;

разработка и реализация в установленном порядке программы подготовки, переподготовки кадров в области лесного хозяйства;

участие в разработке новой методики определения расчетной лесосеки, учитывающей все виды и способы рубок с учетом целевой породной структуры лесов и их экономической доступности;

содействие в проведении зонирования территории лесного фонда по функциональному назначению и уровню транспортной доступности с целью определения режима пользования, пригодности для долгосрочной аренды и приоритетности освоения;

участие в разработке методики рентной оценки доходности лесных ресурсов;

активное взаимодействие органов государственной власти, компаний, общественных организаций региона по развитию добровольной лесной сертификации;

содействие в проведении инвентаризации и устойчивом управлении девственными лесами;

взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам совершенствования законодательства о традиционном (некоммерческом) природопользовании коренным населением Республики Коми;

внедрение в установленном порядке механизмов общественного участия, контроля и формирования конструктивного взаимодействия всех участников лесных отношений.

Результатом реализации указанных задач и механизмов должно стать достижение устойчивого лесоуправления и лесопользования, то есть организация экономически доходного, экологически ответственного, социально ориентированного управления лесами и его использования с учетом долгосрочного сохранения разнообразных ценностей и функций лесных экосистем для нынешнего и будущих поколений людей.

^ 5.4. Охрана, воспроизводство и использование объектов животного мира

Целью охраны животного мира является рациональное использование, сохранение и воспроизводство объектов животного мира, сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира.

Для достижения указанной цели необходимо содействовать в решении следующих задач:

создание эффективной, технически оснащенной системы охраны и контроля за использованием объектов охоты;

формирование условий для устойчивого развития охотничьего, пушно-мехового хозяйства и собаководства;

обеспечение научно обоснованного, эффективного использования и охраны охотничьих ресурсов, сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов охотничьих животных;

осуществление биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и их интенсивное воспроизводство;

использование объектов животного мира в рекреационных целях;

привлечение инвестиций для обеспечения мероприятий по сохранению, воспроизводству и охране объектов животного мира, а также на образование системы производств по заготовке и переработке продуктов охоты и жизнедеятельности объектов животного мира.

Приоритетными направлениями достижения цели станут:

организация эффективно работающей системы охраны объектов животного мира, государственного контроля и надзора за их использованием, а также организация воспроизводства объектов животного мира, мониторинга их популяции;

совершенствование нормативно-правовой и материально-техни-ческой базы в области охраны объектов животного мира и организации охотничьего хозяйства, собаководства и пушно-мехового производства;

формирование охотпользователями режима охраны объектов животного мира, увеличение объемов биотехнических и охотхозяйственных мероприятий на закрепленной за ними территории;

организация и развитие перерабатывающих производств, развитие традиционных народных промыслов;

организация зверохозяйств пушно-мехового направления, развитие охотничьего собаководства.

Реализации поставленных задач будут способствовать:

участие в совершенствовании законодательства в области животного мира;

участие в формировании правовых и экономических условий, способствующих стимулированию и развитию рационального использования и воспроизводства объектов животного мира;

совершенствование системы охраны, мониторинга, воспроизводства и рационального использования охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и укрепление материально-технической базы особо охраняемых природных территорий;

осуществление эффективного государственного контроля за использованием объектов животного мира;

поддержка научных, опытных и иных учреждений, деятельность которых направлена на обеспечение воспроизводства охотничьих животных и устойчивого развития охотничьего хозяйства;

внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов;

регулирование численности вредных для охотничьего и сельского хозяйства животных, в первую очередь, волка.

В результате реализации поставленных задач в области охраны животного мира ожидается:

создание условий для стабилизации и устойчивого развития охотничьего хозяйства Республики Коми;

увеличение численности объектов животного мира;

увеличение площади территорий Республики Коми, закрепленных за охотпользователями;

создание условий для решения проблем занятости населения, сохранения и создания новых рабочих мест в сельских районах Республики Коми;

снижение уровня несанкционированной охоты и нелегальной продажи добытых объектов животного мира и продукции их переработки путем улучшения работы служб, осуществляющих охрану;

увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему за пользование объектами животного мира.

^ 5.5. Охрана окружающей среды

Целью охраны окружающей среды в Республике Коми является улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности, сохранение малонарушенных природных комплексов, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Для достижения указанной цели необходимо оказание содействия в решении следующих задач:

минимизация негативного воздействия на природную среду в результате хозяйственной и иной деятельности, в том числе при реализации в республике приоритетных инвестиционных проектов;

предотвращение разрушения естественных экосистем и истощения природных ресурсов, обеспечение экологического равновесия и биологического разнообразия;

обеспечение безопасности в нефтегазодобывающем и горнорудном секторе экономики, в том числе предотвращение и снижение негативных экологических последствий при возникновении разгерметизаций на нефтепроводах и газопроводах;

рекультивация нефтезагрязненных и нарушенных земель;

развитие экологически ориентированного предпринимательства;

обеспечение экологической безопасности в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе за счет:

снижения негативного влияния отходов производства и потребления;

реконструкции и строительства очистных сооружений.

Решение основных задач будет осуществляться с использованием следующих механизмов:

участие в совершенствовании федерального законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

участие в формировании правовых и экономических условий, способствующих стимулированию и развитию эколого-ориентированного предпринимательства;

разработка в установленном порядке концепции развития, сохранения и использования природного рекреационного потенциала особо охраняемых территорий Республики Коми;

обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектов республиканских целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, а также обязательное проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

разработка и реализация целевых программ и мероприятий экологической направленности;

осуществление эффективного государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

возмещение вреда, нанесенного окружающей среде;

участие в совершенствовании системы мониторинга состояния окружающей среды;

применение наилучших существующих технологий, в первую очередь, при реализации инвестиционных проектов с использованием средств иностранных инвесторов;

развитие системы всеобщего экологического образования и просвещения населения;

организация работы Межведомственной комиссии по вопросам природопользования и соблюдения природоохранного законодательства при Экономическом совете Республики Коми.

В результате выполнения задач в сфере охраны окружающей среды в Республике Коми будет:

снижено негативное воздействие на природную среду, в первую очередь, в отраслях, связанных с добычей, переработкой, транспортировкой минерально-сырьевых ресурсов, а также иных направлениях хозяйственной деятельности;

созданы условия для активного развития предпринимательства в области охраны окружающей среды;

сформирована система природопользования, обеспечивающая защищенность природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.


bektemn-zhambil-oblisi-kmdg-blm-basarmasi-basshisi-srmanbekova-3-sur-2017-zh.html
bektemn-zhei-direktori-m-a-abaj-at-azpu.html
bektld-kafedra-otirisinda-27-tamiz-2010zh-kafedra-megerushs-abdakimova-m-k.html
bektld-utverzhden.html
bektlgen-2015-zhili-10-azandai-36-15-hattama-mr-azastan-respublikasi-astana-ekspo-2017-ltti-kompaniyasi-akcionerlk-oami-basarma-astana-ekspo-2017-ltti-kompaniyasi-a-dai-zhedel-zheln-zhmis-sayasati.html
bektlgen-ozhk-otirisinda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-nauchno-poznavaemij-bog-yu-n-efremov-predeli-nauchnogo-znaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marketing-is-a-theory-and-practice-of-large-scale-selling-384-4the-marketing-mix.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnij-gornij-i-promishlennij-nadzor-rossii-postanovlenie-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursi-2009-goda-istochnik.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-faktori-i-formi-proyavleniya-agressii-u-podrostkov-s-deviantnim-povedeniem-19-00-13-psihologiya-razvitiya-akmeologiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasprekrasno-nam-bilo-v-pohodah-rodstvenniki-po-linii-moego-muzha.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernij-perechen-voprosov-k-zachetu-po-vsemu-kursu-recenzenti-kand-ekonom-nauk-yu-s-valeeva.html
  • crib.bystrickaya.ru/contacts.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursa-atisushilara-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-gosudarstvennih-organah-i-organizaciyah-respubliki-belarus-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-sravnitelnij-analiz-aziatskoj-i-latinoamerikanskoj-modelej-novih-industrialnih-stran.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uglublennoj-podgotovki.html
  • grade.bystrickaya.ru/nasledstvo-grafa-kaliostro-mafiya-i-masoni-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/3-kolchigina-m-vityagivaet-professionalnij-standart-sajt-negosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-povisheniya-kvalifikacii-institut-problem-predprinimatelstva-nou-ipp.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-advokatov-v-respublike-belarus-posle-prezidentskih-viborov-19-dekabrya-2010-goda-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/obem-disciplini-vidi-uchebnoj-raboti-i-formi-kontrolyav-sootvetstvii-s-uchebnim-planom-specialnosti-po-formam-obucheniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-chrezvichajnih.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditel-programmi-nauchnih-issledovanij-d-h-n-maksimov-georgij-arturovich-specialnost-fizika-i-himiya-tverdogo-tela-professor-prorektor-nngu-po-nauchnoj-rabote-zaveduyushij-otdelom-nifti-nngu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-po-informatike-8-klass-ii-polugodie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kineticheskaya-i-potencialnaya-energiya-konspekt-lekcij-po-discipline-estestvoznanie-razrabotal-prepodavatel.html
  • institut.bystrickaya.ru/trassa-uuuu-anton-krotov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-teoriya-cennih-bumag.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologicheskoe-issledovanie-na-temu-vrednie-privichki-sredi-molodezhi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrennij-naryad-ustav-sluzhbi-organov-gosudarstvennoj-protivopozharnoj-sluzhbi.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-19-oktyabrya-2007-g.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyazatelstva-kreditnogo-haraktera-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kommercheskij-bank-kubanskij-torgovij-bank.html
  • control.bystrickaya.ru/dom-tanca-kannon-dans.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-vvoza-na-tamozhennuyu-territoriyu-respubliki-belarus-tabachnih-izdelij-podlezhashih-markirovke-akciznimi-markami.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-klassifikaciya-operacij-kommercheskogo-banka-i-ih-otrazhenie-v-balanse-banka-upravlenie-aktivami-i-passivami-sushnost-balansa-banka-i-principi-ego-postroeniya-formi-predstavleniya-bankovskogo-balansa.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vvedenie-v-teoriyu-voennogo-prava-monografiya-stranica-14.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pyataya-ob-ispitaniyah-v-nashej-zhizni-starec-paisij-svyatogorec-tom-iv-semejnaya-zhizn.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-opticheskogo-telegrafa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-minskogo-podshipnikovogo-zavoda-za-2007-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stenogrammaburbulis-ge-ii-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-monitoring.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aza-tl-blmn-teoriyali-mseleler-sekciyasi-azati-ojin-ataulari.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.