.RU

5.2. Анализ правильности алгоритмов - Каймин В. А. Информатика: Учебник


^ 5.2. Анализ правильности алгоритмов

На практике часто приходится встречаться с программами, со­держащими ошибки. Например, в самой последней операционной системе Windows специалистами обнаружено много ошибок, кото­рые время от времени выявляются на ЭВМ.

Программа содержит ошибки, если ее выполнение на ЭВМ при­водит к получению сбоев, отказов или неправильных результатов. Программу в таком состоянии нельзя использовать для решения практических задач.

^ Проявления ошибок:

Программа



данные  ЭВМ  сбой


Отказ - это ситуация, когда выполнение программы прекраща­ется вообще. Программы, содержащие такого рода ошибки считаются неработоспособными, и от их использования следует отказываться.

Сбой - это потеря части данных либо получение непредусмот­ренных данных. Такого рода ошибки говорят о их частичной нера­ботоспособности программ либо об их недостаточной надежности.

^ Результат неправильный, если он не соответствует требованиям, предъявляемым к работе программ. Программы, содержащие такие ошибки, считаются работоспособными, но их применение может приводить к получению ошибочных результатов.


^ Оценка программ:


Задача




исходное требуемое


данные  программа  результаты


О правильности программ нельзя утверждать ничего если неиз­вестны предъявляемые к ним требования. Только при наличии стро­гих, четких спецификаций можно судить о правильности работы программ.

В качестве примера рассмотрим решение квадратного уравнения:

х2 + 3х + 2 = 0.

Исходные данные - коэффициенты – а = 1, b = 3, с = 2. Требу­емые результаты - пара чисел х1 и x2, являющихся корнями уравне­ния. Посмотрим, будут ли корнями уравнения пары чисел:

а) х1 = 2, x2 = 3; б) x1 = -2, x2 = -3.

Решением уравнений являются числа, подстановка которых пре­вращает уравнение в тождество. В первом случае подстановка чисел х1 = 2, х2 = 3 в уравнение дает:

22 + 32 + 2 = 12  0 - неправильно,

32 +33+2 = 20  0 - неправильно.

Следовательно, числа х1 = 2, х2 = 3 не являются правильными результатами.

Подстановка в уравнение чисел х1 = -2, х2 = -3:

(-2)2 + 3(-2) +2 = 0- правильно;

(-3)2 + 3(-3) +2 = 0- правильно.

Следовательно, числа х1 = -2, х2= -3 являются правильными результатами.

Приведем формальную постановку задачи решения квадратных уравнений.

^ Постановка задачи

Решение квадратного уравнения

ах2 + bx + с = 0.

Дано: a, b, с - коэффициенты.

Треб.: х1, х2 - корни.

Где: ах12 + bх1 + с = 0.

ах22 + bх2 + с = 0.

При: а  0.

Наличие точной постановки задач позволяет говорить о правиль­ности не только конечных результатов, но и различных способов и методов их решения.

^ Способ правильный, если он дает правильные результаты. Способ неправильный, если он дает неправильные результаты или не дает результатов вообще.

Метод неправильный, если существуют допустимые данные, для которых он дает неправильные результаты либо не дает результатов вообще.

^ Метод правильный, если он дает правильные результаты для любой задачи данного класса. Использование правильных методов служит основой для составления алгоритмов и программ, не содер­жащих ошибок.

В рассматриваемом примере решения квадратных уравнений об­щим методом является вычисление корней с помощью дискрими­нанта.

^ Метод решения

x1 = (-b + )/(2а),

x2 = (-b - )/(2a),

где

{ D = b2 - 4ас.

Правильность общих методов проверяется подстановкой расчет­ных формул в исходное уравнение. Получение тождеств в результате подстановок говорит о правильности выбранных расчетных формул.

Для первого корня х1 = (-b + )/(2a) подстановка и тождест­венные преобразования формул дадут:

ах12 + bх1 + с = а[(-b +)/(2а)]2 + b (-b +)/(2a) + с =

= (-b + )2/(4а) + b (-b +)/(2a) + с = (b +)  (-b +)/(4а) + с =

= (-b2 + D)/(4a) + с = (-b2 + b2 - 4ас)/(4а) + с = -4ас/(4а) + с = 0.

Аналогичные результаты получаются и при подстановке формулы второго корня

х2 = (-b - )/(2a). После выполнения анало­гичных преобразований будет получено такое же тождество. И на основании этих проверок можно сделать заключение, что рассмот­ренный метод дает правильные результаты для любык допустимых данных.

Однако саму постановку задачи необходимо дополнить условием: b2 - 4ас  0. При нарушении этого условия не только уравнение не имеет решений, но и метод решения также не дает результатов из-за необходимости вычисления корней от отрицательного дискриминан­та: D < 0.

В силу выбранного метода решения и принятой постановки алго­ритм решения квадратных уравнений приобретает следующий вид:


алг «квадратное уравнение» Результаты вычислений

нач

если а  О то при а  0

D: = b*b - 4*а*с D = b2 - 4ас

если D > = 0 то при D >= 0

х1: = (-b +)/(2*a) х1 = (-b + )/(2a)

х2: = (-b - )/(2*a) х2 = (-b - )/(2a)

все

инеc а = 0 то при а = 0

если b  0 при b  0

х 1: = -c/b xl = -c/b

все

кон


Результаты выполнения алгоритма приведены справа. Можно заметить, что результаты выполнения совпадают с описанием вы­бранного метода решения с помощью дискриминанта. Это позволяет утверждать, что алгоритм - правильный.

Алгоритм содержит ошибки, если можно указать допустимые ис­ходные данные, при которых либо будут получены неправильные результаты, либо результаты не будут получены вовсе. Использование алгоритмов, содержащих ошибки, приводит к созданию программ, также содержащих ошибки.

Алгоритм считается правильным, если он дает правильные резуль­таты для любых допустимых исходных данных. Правильность алго­ритмов решения прикладных задач и наличие в них ошибок можно проверять двумя основными способами.

Первый способ - проверка основных этапов построения алго­ритма:

задача  постановка  метод  алгоритм

Второй способ - анализ результатов выполнения алгоритмов и их сравнение с выбранными методами решения и постановкой задачи:

задача  постановка  метод  алгоритм

Приведем пример построения алгоритма с одновременным ана­лизом его правильности.

Задача: Определить периметр треугольника, заданного на плос­кости координатами вершин.

XС,УС




XА,УА Xв,Ув


^ Постановка задачи

Определение периметра треугольника, заданного на плоскости.

Дано: А = (ХА, УА)

В = (ХВ, УВ) - координаты вершин треугольника

С = (XС,УС)

Треб.: Р - периметр

Метод решения

Р = LАВ +LВС+LСА

LАВ =

LВС =

LСА =

Где: Р = L(A,B) + L(B,C) + L(C,A);

здесь L[(x,y),(u,v)] = .


Приведем алгоритм, полученный из описания метода упорядоче­нием операций вычисления длин сторон треугольника с заверша­ющим вычислением периметра. Результаты выполнения алгоритма приведены справа.

алг «периметр треугольника»

нач

LAB: =

LBC : =

LCA : =

Р := LAB + LBC + LCA

кон


Результаты







Р = LAB + LBC + LCA

Сравнение результатов выполнения алгоритма с описанием метода решения показывает, что это одна и та же система формул, что подтверждает правильность алгоритма.

Систематические методы анализа правильности алгоритмов и программ опираются на сопоставление тех же самых описаний, которые используются при их систематическом составлении.

^ Анализ правильности:

задача  способ

 

постановка  методы

 

сценарий  алгоритмы

 

ЭВМ  программа


Основные типы алгоритмических ошибок в программах:

Исчерпывающий анализ правильности алгоритмов и устранение из программ ошибок всех перечисленных типов возможны только при наличии соответствующих спецификаций: постановок задач, описаний методов решения и спецификаций ввода-вывода данных.

Будем считать, что программа правильная, если она дает правильные результаты для любых допустимых исходных данных. Такого рода программы вполне можно использовать для решения прикладных задач.

Программа считается надежной, если она не дает сбоев и отказов ни при каких исходных данных. Надежность - обязательное условие для всех программ, которые используются людьми для решения практических задач на ЭВМ.

В качестве иллюстрации приведем пример систематического со­ставления алгоритма и программы задачи определения суммарного веса учеников по данным из таблицы:


фамилия рост вес

Иванов

185

85

Петрова

165

65

Сидоров

170

80


Рассмотрим постановку задачи и метод вычисления суммарного веса.

^ Постановка задачи

Определение суммарного веса.

Дано: Метод вычисления

(D1,.., DN) - данные об учениках, S0 = 0

где D = [Fam,R,V] - состав данных, Sk = Sk-1 + vk

Fam - фамилия, R - рост, V - вес. k = (1 ... N)]

Треб.: Vsum - суммарный вес. Vsum = SN

Vsum = v1 + v2 + ... + vN

При: N > 0.


Правильность метода вычислений можно доказать по индукции. Рассмотрим результаты вычислений на 1-м, 2-м и k-м шагах. Отме­тим, что начальное значение S0 = 0.

На первом шаге при k = 1 результат вычисления

S1 = S0 +v1 = v1

На следующем втором шаге при k = 2 результат

S2 = S1 + v2 = v1 + v2.

На третьем шаге при k = 3 результат

S3= S2 + v3 = v1 + v2 + v3.

В общем случае можно предположить, что к k-му шагу результат вычисления

Sk-1=v1+...+vk-1.

Тогда результат вычислений после k-го шага (исходя из описания метода)

Sk = Sk-1 +vk = v1 + … + vk-1 + vk.

В силу принципа математической индукции утверждение верно для всех k = 1, 2,.... N. Следовательно, на последнем шаге при k = N конечный результат:

SN = v1 + ... + vN.

Что и требовалось. Следовательно, метод правильный.


Приведем сценарий диалога решения поставленной задачи на ЭВМ. Для представления данных в программе примем последова­тельность операторов data.

Сценарий Представление данных




^ Данные об учениках

фамилия вес рост

dano:'данные учеников

data «Иванов», 185, 85

… … … data «Петрова», 165, 65

data «Сидоров», 170, 80

data «», 0, 0

суммарный вес =


Алгоритм обработки данных и программа, соответствующие выбранному сценарию и методу вычисления:


Алгоритм Программа

алг «суммарный вес» ' суммарный вес

нач cls

вывод («Данные об учениках») ? «Данные об учениках»

вывод («фамилия вес рост») ? «фамилия вес рост»

s := 0 s = 0

цикл do

чтение famS, r, v read fam$, r, v

при fam$=«» выход if fam$=«» then exit do

вывод (fam$, v, r) ? fam$; v; r

s := s + v s = s + v

кцикл loop

vsum = s vsum = s

вывод («суммарный вec=»,vsum) ? «суммарный вес=»; vsum

кон end


Правильность приведенного алгоритма можно увидеть из описа­ния результатов его выполнения.

Алгоритм Результаты выполнения

алг «суммарный вес» на экране и в памяти ЭВМ

нач

вывод («Данные об учениках») Данные об учениках

вывод («фамилия вес рост») фамилия вес рост

s: = 0 s0 = 0

цикл

чтение fam$, r, v

при fam$=«» выход

вывод (fam$, v, r)

s: = s + v sk = sk-1 + vk

кцикл [k = (1...n)]

vsum = s vsum = sn

вывод («суммарный вec=»,vsum) суммарный вес=

кон


Сопоставление описания результатов выполнения с описаниями сценария и выбранного метода говорит об их полном соответствии. Следовательно, составленные алгоритм и программа правильные.

В о п р о с ы


1. Когда программы содержат ошибки?

2. Что такое правильный способ решения?

3. Когда способ решения неправильный?

4. Что такое правильный метод решения?

5. Когда метод решения неправильный?

6. Что такое правильный алгоритм?

7. Когда алгоритм содержит ошибки?

8. Каковы основные типы ошибок в программах?


З а д а ч и


1. Приведите постановку задачи, сценарий, алгоритм и программу ре­шения линейного уравнения ах + b = 0, с помощью формулы х = -b/а (при а  0).

2. Приведите постановку задачи, сценарий, алгоритм и программу решения квадратного уравнения ах2 + bx + с = 0 с помощью формулы дискриминанта.

3. Приведите постановку задачи, сценарий, алгоритм и программу решения системы из двух уравнений с двумя неизвестными:

ах + Ьу = е,

сх + dy = f.

Примените для этой задачи вычисление корней с помощью опреде­лителей:

х = Dx/D,

y = Dy/D.

Определители D, Dx и Dy вычисляются по формулам:

D = ad - bc,

Dx = ed - fb,

Dy = af - ce.

4. Приведите постановку, сценарии, алгоритм и программу решения следующих задач:

а) определение площади треугольника по длине сторон а, Ь, с по формуле Герона:

S = ,

р = (а + b + с)/2.

б) определение площади треугольника, заданного на плоскости ко­ординатами своих вершин: (х1, у1), (х2, у2), (х3, у3); для вычисления длин сторон треугольника воспользуйтесь формулой определения длин от­резков на плоскости, задаваемых координатами концов:

l =

5. Приведите постановку, метод, сценарий, алгоритм и программу решения следующих задач:

а) определение времени встречи пешеходов, двигающихся навстречу друг другу;

б) определение времени, которое требуется пешеходу, чтобы догнать другого пешехода;

в) определение времени движения парохода по течению и против течения реки;

г) определение времени движения пешеходов навстречу друг другу, если один из них движется с замедлением;

д) определение времени падения тела с заданной высоты;

е) определение времени полета тела, брошенного вверх;

ж) определение расстояния, на которое улетит мяч, брошенный под углом к горизонту.

6. Дана прямоугольная матрица АNM - прямоугольная числовая таб­лица размера N  М. Приведите постановку, метод решения, сценарий, алгоритм и программу для решения следующих задач:

а) подсчет сумм элементов матрицы по столбцам,

б) подсчет сумм элементов матрицы по строкам,

в) нахождение минимального значения в каждом столбце,

г) нахождение минимального значения в каждой строке,

д) нахождение максимального значения в каждом столбце,

е) нахождение максимального значения в каждой строке,

ж) нахождение наибольшего из минимальных значений в столбцах,

з) нахождение наименьшего из максимальных значений в строках.



5-umiraj-lesno-kniga-prva.html
5-upravlenie-akademiej-ademika-d-n-pryanishnikova.html
5-upravlenie-kachestvo-i-optimalnost-dostatochno-obshaya-teoriya-upravleniya.html
5-upravlenie-riskami-1-obshaya-harakteristika-banka-2.html
5-upravlenie-zakupkami-zapasami-i-skladirovaniem-koncepciya-celi-i-struktura-logistiki-2-2-ponyatie-vidi-i-klassifikaciya.html
5-uroven-vospitannosti-shkolnikov-publichnij-otchyot-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-3-g-shigri-kurskoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lukketti-aron-seron-gaston-oters-dzhon-archipelago-pereocenyat-chtobi-sozdat-nyse-group1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kandidatskogo-ekzamena-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mvd-rossii-specialnost-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-oshibki-v-induktivnih-umozaklyucheniyah.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dno-krizisa-mneniya-ekspertov-dzhejmi-dajmon-jpmorgan-chase-co-vliyanie-krizisa-na-razlichnie-otrasli-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-nadeyus-chto-ona-ostavit-zametnij-sled-v-soznanii-kazhdogo-kto-eyo-prochitaet-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-aprelya-815-1235-aud-328-nazvanie-doklada-vuz.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-gistologiya-specialnost.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-29-sudba-mastera-i-margariti-opredelena-mihail-bulgakov-master-i-margarita.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zaklyuchenie-kursovoj-proekt-takzhe-stavit-zadachu-rascheta-posadki-sudna-pri-raznih-variantah-zagruzki-ballastirovki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-investicii-principi-i-metodi-ocenki-stoimosti-nedvizhimosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-standartov-gosudarstvennih-uslug-i-vnesenii-izmenenij-i-dopolneniya-v-nekotorie-resheniya-pravitelstva-respubliki-kazahstan-stranica-32.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tabiat-andaj-tamasha.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-proekt-municipalnie-finansi-i-upravlenie-seriya-referatov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-problemi-menedzhmenta-dlya-napravleniya-080200-68-menedzhment.html
  • grade.bystrickaya.ru/nov-arhitekturen-akcent-na-koleloto-na-bul-dunav-v-plovdiv-mediya-monitoring-po-tema-arhitektura-25-09-05.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-hhh-ob-opredelenii-rinochnoj-stoimosti-prostih-vekselej-vidannih-zao-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-tehnicheskoj-podderzhki-po-proektu-sistemi-zashiti-ot-spama-oao-mobilnie-telesistemi.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektivnoe-planirovanie-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-god-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-26.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-zemli-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-posobie-dlya-rossijskih-zemlevladelcev-rukovoditel-avtorskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-mediaobrazovanie-4-2008.html
  • institut.bystrickaya.ru/stihi-tullag-poemi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-povedeniya-sistemi-dislokacij-dlya-issledovaniya-plasticheskoj-deformacii-kristallicheskih-materialov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-20-landshaftno-usadebnaya-urbanizaciya-kak-osnova-obespecheniya-ustojchivogo-razvitiya-rossii-v-xxi-veke.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenskaya-iniciaciya-ili-kak-prinyat-snezhnuyu-korolevu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/student-vibiraet-problemu-dlya-raboti-v-zavisimosti-ot-programmi-raboti-shkolnogo-psihologa-dlitelnosti-praktiki-vozmozhnostej-i-zaprosov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i-sobstvennih-nauchnih-interesov-studenta-naprimer.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-tema-1.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12daosizm-kak-sochetanie-dialekticheskogo-i-misticheskogo-ponimaniya-bitiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ivan-aleksandrovich-goncharov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-312-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih-resursov-pri-proizvodstve-teplovoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-tipologiya-produkcii-proizvodstvenno-tehnicheskogo-naznacheniya-osobennosti-marketinga.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-sfera-i-innovacionnaya-deyatelnost-globalizaciya-mirovogo-hozyajstva-i-mesto-rossii-v-nem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.