.RU

5.4 Современные изменения климата - Центральная аэрологическая обсерватория, Росгидромет, 141700 г. Долгопрудный...


^ 5.4 Современные изменения климата Анализ данных о приземной температуре за период инструментальных наблюдений (с 1750 г.) показывает, что температура возрастала. В ХХ веке это увеличение составило 0.60, причем темп роста увеличился в конце столетия. В глобальном масштабе, вероятно, что в период с 1861 г. 1990-годы были самым теплым десятилетием, а 1998 г. самым теплым за всю историю приборных наблюдений. Анализ косвенных данных по северному полушарию свидетельствует о том, что повышение температуры в XX столетии, было самым значительным в течение последних 1000 лет. Концентрация углекислого газа продолжает возрастать, а темпы ее возрастания на сегодняшний день, вероятно, самые высокие за последние 20000 лет. За последние тысячу лет наблюдаемые в настоящее время концентрации метана и закиси азота, вероятно, самые высокие. Сокращается площадь ледников в неполярных районах, повысился в течение ХХ столетия уровень мирового океана (0.1-02 м). На приведенных ниже рисунках представлены результаты наблюдений, свидетельствующие о непрерывном увеличении парниковых газов (СО2, N2O, CH4) в атмосфере Земли.







^ Рис. 59 Глобальное наблюдаемое увеличение отношение смеси углекислого газа в атмосфере Земли по данным сети наземных наблюдений



^ Рис. 60 Глобальное наблюдаемое увеличение отношение смеси закиси азота в атмосфере Земли по данным сети наземных наблюдений


^ Рис. 61 Глобальное наблюдаемое увеличение содержание фракции метана в сухом воздухе в атмосфере Земли по данным сети наземных наблюдений
Приведенные факты создали основу для опасений, что антропогенная деятельность может являются одним из факторов, ответственны за наблюдаемое глобальное потепление. Климатические модели дают более хорошее соответствие с наблюдениями при учете вклада антропогенных факторов (Рис.62, /Отчет ВМО по изменению климата, 2001/). Совокупность наблюдений и результатов моделирования, говорящих о возможности усиления эффекта в XXI веке (правда, численные прогнозы, полученные по разным климатическим моделям, обладают достаточно большим разбросом), привели мировое сообщество к решению о сокращении промышленных выбросов, которые могут увеличивать содержание углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере (Киотский протокол, 1997 г.). Страны, подписавшие Протокол, согласились снизить выбросы парниковых газов по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнями 1990 г. в период действия обязательств с 2008 г. по 2012 г. Киотский протоков вступил в силу после подписания его Россией в 2004 г.





Рис. 62 Изменение приземной температуры воздуха, полученное на основе модельных расчетов без учета антропогенных факторов (а), с учетом антропогенных факторов (b), и с учетом всех действующих факторов (с), в сравнении с данными наблюдений.


Интересно отметить реакцию содержания фреонов (они являются и озоноразрушающими и и одновременно парниковыми газами) после вступления в силу решения (Монреальский протокол) о поэтапном прекращении их выпуска. На Рис. 63 представлен временной ход содержания основного хлорфторметана CF2Cl2 (Фреон-12). На рисунке видно прекращение роста этого вещества. Второй по важности Фреон-11 (CFCl3), демонстрирует систематическое уменьшение содержания после 1995 года (Рис. 64) по данным специально созданной сети наблюдений. Представленные рисунки наглядно демонстрируют запрета мировым сообществом производства озоноразрушающих веществ. Следует заметить, что вследствие большого «времени жизни» этих веществ в нижней атмосфере, они еще достаточно долго будут поступать в стратосферу благодаря диффузионному переносу. Таким образом, восстановление озонового слоя





Рис. 63 Изменение содержания Фреона-12 в атмосфере после сокращения его производства (средняя кривая –глобальное содержание, верхняя – северное полушарие, нижняя – южное полушарие)





Рис. 64 Изменение содержания Фреона-11 в атмосфере после сокращения его производства (средняя кривая –глобальное содержание, верхняя – северное полушарие, нижняя – южное полушарие)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хочется надеяться, что несмотря на сжатую форму изложения материала, представленные результаты, полученные исследователями разных стран в процессе многолетних исследований и составляющие базовые знания о процессах в атмосфере, позволят читателю сориентироваться в основных проблемах, стоящих перед наукой, называющейся физикой атмосферы. В Главе было сознательно уделено относительно много места вопросу о влиянии космических факторов на атмосферу Земли. Следует отметить, что последние десятилетия обогатили эту область геофизики новыми результатами, которые в значительной степени были инициированы огромным массивом накопленных наблюдений со спутников, как о параметрах и химическом составе атмосферы Земли, так и о потоках солнечной электромагнитной и корпускулярной радиации. Эти внеатмосферные наблюдения позволяют теперь рассматривать земную атмосферу, как огромную лабораторию, в которой мы можем наблюдать физические процессы (в значительной степени измеряемые), часть из которых вызвана активностью Солнца.

В тоже время, стала понятна и вся сложность этих процессов, содержащих множество обратных связей. В схематическом виде взаимосвязь этих процессов в атмосфере представлена на приведенной ниже схеме,





^ Взаимосвязь радиационных, химических и динамических процессов в атмосфере Земли.


В настоящее время нет сомнения в том, что космические факторы в значительной степени определяют изменчивость фотохимических и термодинамических процессов в средней атмосфере в моменты сильных возмущений в околоземном космическом пространстве и, вероятно, влияют на нижнюю атмосферу, являясь источником не только поступающей энергии, но и компонент химического состава, влияющих в свою очередь на содержание радиационно-активных газов (в первую очередь озона). В таблице 7 для примера приведены основные источники активного азота в стратосфере и мезосфере. Из данной таблицы видно, что вклад космических лучей на этих высотах сравним с другими источниками активного азота.

Мы видели также, что энергичные частицы не только инициируют процессы в атмосфере, приводящие к росту содержания окислов азота и водорода, разрушающих озон, но и изменяют вследствие этого широтные градиенты температуры. Последнее обстоятельство приводит к крупномасштабным движениям (ветру), восстанавливающим геострофический баланс. Таким образом, воздействие космической плазмы является

важным фактором, который необходимо учитывать при описании буквально всех процессов в атмосфере. Следует отметить, что еще предстоит уточнить эффективность выхода молекул NO на каждую пару ионов, образующихся при ионизации, поскольку фотохимические модели дают несколько завышенные концентрации NO, чем показали наблюдения со спутника UARS время вспышки на Солнце 14 июля 2000 г.

Физическая основа воздействия энергичных частиц на аэрозоль и облачность пока еще далека от завершения и требует глубокого понимания процессов образования облачных капель и частиц аэрозоля в условиях повышенной ионизации, вызванной космическими лучами в атмосфере Земли при их торможении. Представляется, что наиболее важными направлениями тут является исследование воздействия космических лучей на глобальную облачность (регулятор климатических изменений), а также реализация с помощью глобальных численных моделей сценария долговременного воздействия солнечных протонных вспышек на озон, температурный режим и глобальную циркуляции. При этом, физические механизмы воздействия на атмосферу и климат по-прежнему требуют своего изучения, основанного на новых знаниях и идеях.

Мы только кратко коснулись актуальной проблемы изменения климата и наблюдаемого глобального потепления, остановились также на возможном вкладе космических факторов в климатические изменения. Несмотря на определенный набор свидетельств, основанных на результатах обработки эмпирического материала, проблема физических механизмов этого воздействия еще требует своего решения, как это и было отмечено. По той же причине остались не освещенными важные вопросы экологии атмосферы. Для знакомства с этими проблемами можно обратиться к цитируемым монографиям.



7-zaklyuchenie-dogovora-po-rezultatam-provedeniya-aukciona-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo-aukciona.html
7-zaklyuchenie-gosudarstvennogo-kontrakta-po-itogam-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
7-zaklyuchenie-metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080502-65ekonomika.html
7-zaklyuchitelnaya-chast-polozhenie-ob-oplate-truda-rabotnikov-universiteta-prilozhenie-k-kollektivnomu-dogovoru.html
7-zakonodatelnoe-regulirovanie-obrazovaniya-kak-vazhnij-element-realizacii-konstitucionnogo-prava-grazhdan-na-obrazovanie.html
7-zakonomernosti-rosta-dokumentnoj-informacii.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-27-778-ot-23-iyulya-2012-g-stranica-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kapitalnij-remont-zhilih-zdanij-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-energosberezhenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ilya-ioakimovich-kucha-1576-1579-gg-kartashev-a-v.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-volgogradskij-gosudarstvennij-arhitekturno-stroitelnij-universitet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotka-biznes-plana-proizvodstva-sinhronnih-gisterezisnih-dvigatelej.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vozrozhdeniyu-rossii-meshaet-nehvatka-kvalificirovannih-kadrov-grizlov-b-v-monitoring-smi-19-21.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassifikaciya-triggernih-ustrojstv-trebovaniya-i-parametri-harakterizuyushie-triggernie-ustrojstva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/data-rozhdeniya-23-yanvarya-1956-g-mesto-rozhdeniya-g-budapesht-vengerskoj-narodnoj-respubliki-semya-voennogo-obrazovanie-visshee-v-1982-godu-zakonchil-s-otlichi.html
  • exam.bystrickaya.ru/valyutnij-rinok-i-valyutnie-operacii-chast-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viii-joga-i-religiya-tibetskaya-joga-i-tajnie-doktrini.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-usherba-v-sluchae-otsutstviya-sanitarno-ozdorovitelnih-planirovanie-sanitarno-ozdorovitelnih-meropriyatij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-mou-sosh-p-opitnij-civilskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ocenka-effektivnosti-primeneniya-biologicheski-aktivnoj-dobavki-k-pishe-biofolin-issledovaniya-tipa-post-market.html
  • bukva.bystrickaya.ru/souchastie-v-prestuplenii-po-ugolovnomu-pravu-rossijskoj-federacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prezident-zakonoproekt-obotsrochke-otarmii-dlyaotcov-detej-invalidov-vnesen-vgosdumu-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-na-temu-informacionnie-tehnologii-v-marketinge.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zolotoj-klyuchik.html
  • predmet.bystrickaya.ru/serdce1932-programma-akciya-rossiya-dlya-budushego-programma-urusvati-urusvati.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnometodicheskoe-posobie-po-istorii-kinoiskusstva-chast-ii-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenivanie-proektov-formiruyushee-ocenivanie.html
  • student.bystrickaya.ru/18-zanyatie-associativnij-passazh-i-fragmentirovannaya-forma-kniga-professora-h-lyojnera-predstavlyaet-soboj-fundamentalnij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-i-obucheniya-detej-s-sindromom-dauna-sindrom-dauna.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-materiali-dlya-uchashihsya-5-klassa-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-proizvodstva-i-hraneniya-plodov-yabloni-na-osnove-innovacionnih-podhodov-v-sadovodstve.html
  • student.bystrickaya.ru/341-zayavka-na-uchastie-v-konkurse-forma-102-razdela-10-dolzhna-soderzhat-kurgangazkom.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-pravo-sobstvennosti-i-drugie-veshnie-prava-na-zemlyu-pervaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-religioznie-gruppi-i-destruktivnie-religioznie-organizacii-vostochnoj-orientacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-centralnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-20-sentyabrya-2011-goda.html
  • writing.bystrickaya.ru/evolyucya-zrok-chast-4.html
  • bystrickaya.ru/zoopark-dikovin-nashej-planeti-stranica-8.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-sezde-associacii-molodih-specialistov-molodoj-pedagog-puti-professionalnogo-rosta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-plan-dlya-10i-klassa-obrazovatelnij-plan-mou-vostochno-evropejskij-licej-volzhskogo-rajona-municipalnogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistemnij-vzglyad-na-kulturu-osnova-analiza-civilizacionnoj-specifiki-rossii-chast-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktichn-aspekti-stvorennya-programnogo-zabezpechennya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.