.RU

6.1. Рекомендуемая литература - Возрастная анатомия и физиология опд. Ф


^ 6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Казионова Л.Ф., Каюмова Е.А., Седокова М.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Методические рекомендации/ Л.Ф. Казионова,Е.А. Каюмова, М.Л. Седокова. - Томск: изд-во ТГПУ, 2004. - 15с.

2.Казаонова Л.Ф. Физиология человека и животных. Возрастная физиология / Л.Ф.Казионова, М.Л.Седокова, С.В.Низкодубова.- Томск: изд-во ТГПУ, 2008. - 136с.

б) дополнительная литература:

1.Седокова М.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Конспект лекций/М.Л. Седокова. - Томск: ТГПУ, 2002. - 139с..

2.Седокова М.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Методические указания/М.Л. Седокова. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. - 93с.

3.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие для педагогических институтов/А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990.- 318 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

^ 7. Материально - техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», значение изучаемого курса для будущего учителя.

  2. Периоды развития организма человека. Основные закономерности роста и развития детского организма.

  3. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Критические периоды в пренатальном и постнатальном развитии.

  4. Механизмы регуляции функций организма.

  5. Строение и функции зрительного анализатора. Аккомодация глаза. Роль палочек и колбочек.

  6. Нарушения рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость). Профилактика близорукости у школьников.

  7. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы.

  8. Строение органа слуха, механизм возникновения слуховых ощущений, возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

  9. Опорно-двигательный аппарат, строение костей, их соединения, химический состав. Рост и развитие костей. Строение отдельных частей скелета, их возрастные особенности. Профилактика деформаций скелета у детей.

  10. Осанка, ее типы, роль воспитателя, учителя в выработке правильной осанки у детей.

  11. Строение и функции мышечной системы, ее возрастные особенности.

  12. Функции крови. Состав крови, клетки крови, их строение, функции, возрастные особенности.

  13. Иммунные свойства крови, виды иммунитета. Формирование иммунной системы у детей.

  14. Строение сердечно-сосудистой системы, круги кровообращения, особенности кровообращения у плода. Строение сердца, его возрастные особенности.

  15. Цикл работы сердца, его возрастные особенности. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, автоматия. Систолический и минутный объемы крови у взрослых и детей.

  16. Движение крови по сосудам. Скорость кровотока. Кровяное давление. Пульс. Возрастные особенности кровяного давления и времени кругооборота крови.

  17. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы, ее особенности у детей и подростков.

  18. Значение дыхания, этапы дыхания. Строение органов дыхания, их возрастные особенности.

  19. Внешнее дыхание, механизм вдоха и выдоха. Особенности частоты и глубины и типа дыхания новорожденных и детей разного возраста. Перенос газов кровью. Первый вдох новорожденного. Регуляция дыхания.

  20. Возрастные особенности строения и функционирования органов пищеварения.

  21. Возрастные особенности обмена веществ и энергии, терморегуляции.

  22. Витамины, их значение.

  23. Местоположение, гормоны и функциональное значение желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, вилочковой, поджелудочной половых желез, надпочечников) для растущего организма. Понятие о гипофункции и гиперфункции эндокринных желез.

  24. Значение органов выделения, строение почки, механизм мочеобразования, мочевыведения. Возрастные особенности строения и функционирования почек.

  25. Кожа, строение и функции, возрастные особенности, уход за кожей.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования: по специальностям: 032600 «История», 033200 «Иностранный язык», 030600 «Технология и предпринимательство», 032700 «Юриспруденция», 032900 «Русский язык и литература», 031300 «Социальная педагогика».


Программу составили:

Казионова Л.Ф. - доцент кафедры МБД ИПП ТГПУ
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры_МБД_ протокол № ______ от «_29_»__августа________ 200 г

Зав. кафедрой МБД _______________________Низкодубова С.В.

Программа дисциплины одобрена метод. комиссией ___ИПП____ ТГПУ

Протокол № _______от «_______»___________________200 г.


Председатель метод. комиссии _ИПП__ факультета ____________

Согласовано:

Декан_ИПП______(факультета) ____________________


Специальность: 51.030900 «Дошкольная педагогика и психология»

Заочное обучение

ОПД. Ф.05. «Возрастная анатомия и физиология»:

Дополнения к основной программе по дисциплине

«Возрастная анатомия и физиология»


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов
Семестры *

Общая трудоемкость дисциплины

148

1










Аудиторные занятия

22

22










Лекции

16

16










Практические занятия (ПЗ)

6

6










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















И (или) другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

126

126










Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет











^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий







^ Раздел дисциплины

Всего

часов

Форма занятий

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы


1

2

3

4

5

6

1

Введение. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка

2

2







2

Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной).

1

1







3



Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.



1





1








4


Возрастные особенности функционирования желез внутренней секреции.


2


2





-


5

Возрастные особенности системы крови, сердечно-сосудистой, дыхательной,

пищеварительной систем, обмена веществ.





4



4



2




6

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.


2


2


2




7

Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах.


4


4



2







Всего часов:

22

16

6






^ 4.3. Лабораторный практикум (практические занятия)


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

1

5

Изучение по таблицам и муляжам строения сердца человека, его возрастных особенностей

2

6

Изучение строения скелета, его возрастных особенностей, деформаций скелета у детей.

3

7

Изучение строения глаза человека по муляжам и таблицам. Определение остроты зрения у человека. Исследование цветового зрения.

Определение остроты слуха. Сравнение воздушной и костной проводимости звука.

Специальность: 031000 « Педагогика и психология»

Заочное обучение

ОПД. Ф.09. «Возрастная анатомия и физиология»:


Дополнения к основной программе ОПД. Ф.05. по дисциплине

«Возрастная анатомия и физиология»




^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы



^ Вид учебной работы

Всего часов
Семестры *

Общая трудоемкость дисциплины

100






















8

Аудиторные занятия

12






















12

Лекции

12






















12

Практические занятия (ПЗ)




























Семинары (С)




























Лабораторные работы (ЛР)




























И (или) другие виды аудиторных занятий




























Самостоятельная работа

88






















88

Курсовой проект (работа)




























Расчетно-графические работы




























Реферат




























И (или) другие виды самостоятельной работы




























Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

























Экзамен


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий







^ Раздел дисциплины

Всего

часов

Форма занятий

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы


1

2

3

4

5

6

1

Введение. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка

2

2







2

Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной).

1

1







3



Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.



1





1








4


Возрастные особенности функционирования желез внутренней секреции.


2


2





-


5

Возрастные особенности системы крови, сердечно-сосудистой, дыхательной,

пищеварительной систем, обмена веществ.





2



2







6

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.


2


2







7

Изменение функции сенсорных систем на разных возрастных этапах.


2


2











Всего часов:

12

12








anketa-uchastnika-forma-4-akupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij.html
anketa-uchastnika-forma-9-uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-29412.html
anketa-uchastnika-konkursa-forma-7-otkritij-odnoetapnij-konkurs-bez-predvaritelnogo-kvalifikacionnogo-otbora.html
anketa-uchastnika-kotirovok-na-ra.html
anketa-uchastnika-razmesheniya-zakaza-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-stroitelstvo.html
anketa-uchastnika-razmesheniya-zakaza1-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-limita-chislennosti-i-fonda-oplati-truda-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-krasnoyarskij-rechnoj-port-po-okpo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-30-12-2004-1171-g-moskva-ovnedrenie-rd-eo-0095-2004-stranica-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srok-realizacii-01-09-2010-01-07-2011-bijsk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kultura-pitya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zupinka-atmosferna-l-a-komarenko-zaveduyushaya-problemno-analiticheskim-otdelom.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-tretya-o-bogopochitanii-o-tom-chto-oni-priznayut-grehami-o-gadaniyah-i-ochisheniyah-i-pogrebalnom-obryade.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandrovna-antropologicheskaya-poetika-s-a-esenina-avtorskij-zhiznetekst-na-perekreste-kulturnih-tradicij-10-01-01-russkaya-literatura-10-01-09-folkloristika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blok-5-inkoterms-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-torgovli-mezhdunarodnie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analz-faktichnih-harakteristik-budvel-sporud.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-meropriyatiya-naimenovanie-yuridicheskogo-lica-realizuyushego-meropriyatie-stranica-30.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdenoprikazom-generalnogo-direktora-odnoetapnij-konkurs-naimenovanie-mesto-nahozhdeniya-pochtovij-adres.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-otdelenie-valeologii-i-psihofiziologii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-analiza-chast-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rezhim-naibolshego-blagopriyatstvovaniya-v-ramkah-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-vto-chast-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-ekonomicheskogo-regulirovaniya-v-estonii-aktualnie-problemi-razvitiya-i-istorii-tehnicheskih-estestvennih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080115-tamozhennoe-delo-moskva-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-godovogo-obshego-sobraniya-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-blagoveshenskaya-konditerskaya-fabrika-zeya-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-vospriyatii-nikolaya-kuzanskogo-aflosevim-koncepciya-intellekta-u-eriugeni-i-kuzanskogo-mariya-sesiliya-ruskoni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaluzhskij-bank-sberbanka-rossii-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-4-kvartal-2000-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-v-letnij-period-dlya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-srok-realizacii-21den.html
  • books.bystrickaya.ru/dannie-o-processah-uchebnoe-posobie-vipusk-vtoroj.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-po-razvitiyu-i-rekonstrukcii-zhilih-territorij-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika.html
  • school.bystrickaya.ru/iv-soderzhanie-tem-bazovoj-podgotovki-obuchenie-sootvetstvuyushih-grupp-naseleniya-po-novim-programmam-organizovat-s-2007-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-kejbir-zanamali-aktilerine-ziyatkerlik-menshik-salasindai-zanamani-zhetldru-bojinsha-zgerister-men-tolitirular-engizu-turali-azastan-respublikasi-za-zhobasina-tzhirimdama.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-mkdou-kashkaragaihinskogo-detskogo-sada.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-vnutrihozyajstvennih-ekonomicheskih-otnoshenij-v-selskohozyajstvennom.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-2-uchet-nefinansovih-aktivov-v-byudzhetnih-uchebno-metodicheskie-materiali.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-ekonomicheskoj-teorii-dlya-aspiratnov-otraslevih-kafedr.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-mezhdunarodnogo-poryadka.html
  • school.bystrickaya.ru/istoki-i-istoriya-razvitiya-pablik-rilejshnz-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakone-rossijskoj-federacii-o-chastnoj-detektivnoj-i-ohrannoj-deyatelnosti-v-rf-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-2-moskovskom-gorodskom-ekologicheskom-marafone-energiya-obshie-polozheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-apii-dzherald-r-uiks-luchiano-labat-psihotehnika-paradoksa-prakticheskoe-rukovodstvo-po-ispolzovaniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.