.RU

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ - Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы...


^ 7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1 Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

Дисциплина «Введение в технологии продуктов питания» по своему содержанию предусматривает знание законов физики, химии, биологии, термодинамики и других фундаментальных дисциплин и предшествует изучению специальных дисциплин: «Химия отрасли», «Технология отрасли», «Технологическое оборудование», «Проектирование предприятий отрасли и промышленное строительство».

При изучении дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» рекомендуется использовать конспект лекций, программу курса, план-график выполнения СPC, настоящие методические указания.

Тема № 1. Введение

Неотъемлемой частью научно-технического процесса в пищевой промышленности является повышение качества и особенно биологической ценности продуктов питания, при котором обеспечивалось бы рациональное питание, сбалансированное по незаменимым факторам.

Формирование современных научных представлений о питании человека можно считать одним из важнейших достижений науки.

В настоящее время примерно одна восьмая часть населения земного шара продолжает испытывать дефицит продуктов питания. В то же время многие страдают от неправильного питания, обусловленного не недостатком пищи, а перееданием и несбалансированностью диеты.

В связи с этим студенту-пищевику надо иметь представление об основных питательных веществах, их строении и свойствах.

Классифицируя питательные вещества, необходимо обратить внимание, что часть из них является незаменимыми, не синтезируется пищеварительной системой человека и вводится в организм только с пищей (8 аминокислот, 13 витаминов, полиненасыщенные кислоты, более 20 неорганических элементов). К этим веществам следует также добавить пектин и клетчатку (целлюлозу), необходимые для правильной перистальтики кишечника.

Энергетические потребности организма научно определены для различных групп населения, восполняются в основном за счет углеводов, белков и жиров (липидов) и выражаются в килоджоулях в сутки.

Углеводы служат основным источником энергии, хотя и не являются незаменимыми питательными веществами. Источниками углеводов в рационе человека являются в основном сахароза, глюкоза, фруктоза и крахмал.

Жиры (липиды) являются дополнительным источником энергии, а также обеспечивают организм незаменимыми жирными кислотами (линолевая, линоленовая).

Белки сами по себе не являются незаменимыми компонентами, однако являются источниками содержащихся в них незаменимых аминокислот. Белки продуктов различного происхождения отличаются аминокислотным составом.

Известна также огромная роль таких компонентов, как витамины, минеральные вещества, органические кислоты, вода. Рациональное сочетание различных продуктов, содержащее необходимое и достаточное количество всех компонентов пищи, и составляет основу так называемого сбалансированного питания.

Тема № 2. Научные основы технологических процессов в пищевой промышленности

В основе науки о технологических процессах производства продуктов питания лежат законы природы – закон сохранения массы и закон сохранения энергии. Необходимо помнить, что наряду с этими законами, технологиям производства продуктов питания присущи свои специфические понятия и законы. Пищевые технологии включают комплекс процессов, характерных для каждой конкретной технологии.

По типу переноса и движущей силе процессы классифицируются на механические, гидромеханические, тепловые и массообменные. Однако для специальных технологий характерны процессы химические, биохимические, микробиологические. Как правило, производство того или иного продукта осуществляется с применением разнородных процессов.

В основе механических лежат процессы смешивания, сепарирования, дробления, прессования, штампования и т.д., применяемые в мукомольно-крупяном, макаронном, кондитерском производствах.

Изучая тепловые процессы, надо знать, что многие процессы в пищевой технологии сопровождаются нагреванием и охлаждением. Чтобы понять сущность тепловых процессов, необходимо уяснить способы переноса теплоты путем теплопроводности, конвекции и радиации. Надо помнить, что в пищевой технологии распространены процессы выпаривания (свекловичный сок, фруктовые соки и т.п.). Следует разделять понятия выпаривания и испарения. Также надо обратить внимание на процессы парообразования и конденсации.

Массообменные процессы в пищевых производствах. Наиболее часто встречающиеся процессы: экстрагирование и экстракция, абсорбция и адсорбция, перегонка, ректификация, растворение, кристаллизация, сушка. Массообменные процессы классифицируют по агрегатному состоянию и характеру взаимодействия фаз. Необходимо помнить, что в основе представлений о массопередаче лежит понятие равновесия.

Обратите внимание на процессы абсорбции и десорбции. Сочетание абсорбции и десорбции позволяет создать производства с многократным использованием жидкого поглотителя. Необходимо знать примеры абсорбции и абсорберов в пищевых технологиях. Обратите внимание на свойства адсорбентов, применяемых в пищевых производствах: активированный уголь, силикагели, иониты и др.

Необходимо знать характеристику процесса экстракции. Понятие жидкостной экстракции. В пищевых производствах экстрагированию подвергают сырье растительного происхождения: семена масличных культур, фрукты, сахарную свёклу и т.п.

Во многих производствах встречаются процессы диффузии. Большое значение этот процесс имеет в технологии получения диффузионного сока в производстве сахара-песка, получения масел экстракцией.

Массообменные процессы протекают в технологических операциях, связанных с воздействием тепла на полуфабрикаты. Например, прогрев заготовок при выпечке хлеба, мучных кондитерских изделий, стерилизация консервируемых продуктов, сушка макаронных изделий, обжарка бобов какао и др.

Сушка относится к массообменному процессу. Сушка – это процесс удаления влаги из материала. Студенту надо знать способы удаления влаги из материала. Следует уяснить виды связи влаги с материалом: механическую, физико-химическую и химическую.

Химические, физико-химические и биохимические процессы протекают с трансформацией веществ. Например, в производстве глю-козы с применением кислотного гидролиза доминирует химический процесс гидролиза крахмала. В производстве сахара определяющим являются физико-химические процессы экстрагирования (диффузии) сахара из свёклы с последующим его выделением в виде кристаллов. Бродильные производства основаны на биохимических превращениях одних веществ в другие. При этом поддерживаются строго определенные условия – температура, давление, концентрация реагирующих веществ.

Изучая эту тему, необходимо обратить внимание на процессы окисления. Химизм прогоркания жиров. При переработке сырья и
полуфабрикатов проходят реакции, обусловливающие специфические для каждого продукта вкус, запах и цвет. Следует обратить внимание на условия протекания реакции карамелизации, значение ароматообразующих веществ: альдегидов, кетонов и др. Важное значение имеет реакция Майара – реакция редуцирующих сахаров с аминами, аминокислотами, пептидами и белками. Рассмотрите реакции образования меланоидинов, летучих компонентов, аромато- и вкусообразующих веществ. Необходимо знать реакции переэтерификации и гидрогенизации жиров.

Изучая биохимические основы технологии пищевых продуктов, необходимо иметь представление о природе и функциях ферментов, об условиях, влияющих на интенсивность их действия. Продуцентами ферментов являются организмы растительного и животного происхождения. Например, проросшее зерно является источником ряда ферментов, катализирующих гидролиз крахмала с образованием сахаров. Необходимо обратить внимание на роль протеолитических ферментов, действующих на белок. Микроорганизмы в процессе их культивирования являются продуцентами огромного разнообразия ферментов, которые катализируют превращение веществ либо в процессе деятельности микроорганизмов, либо используют в процессах в дальнейшем. Также необходимо иметь представление о ферментных препаратах.

Надо обратить внимание, что процессы, происходящие при хранении зерна, плодов, овощей и другого сырья, обусловлены действием ферментов.

Приступая к изучению роли микроорганизмов в пищевых технологиях, надо знать, что множество процессов в производстве различных продуктов питания вызвано деятельностью микроорганизмов.

Основные группы микроорганизмов, используемые в отраслях пищевой промышленности – бактерии, дрожжевые и плесневые грибы. Надо знать, что для развития, роста и размножения микроорганизмов необходима энергия.

Молочнокислые бактерии играют важную роль в производстве ржаного хлеба. Необходимо знать свойства истинных (гомоферментативных) и неистинных (гетероферментативных) молочнокислых бактерий.

Дрожжи применяют в качестве возбудителей спиртового брожения при приготовлении хлеба, получении пива, спирта, в виноделии, в производстве хлебного кваса и в хлебопечении.

Необходимо иметь представление о роли плесневых грибов в пищевой технологии.

Надо помнить о благоприятном влиянии микробиологических процессов и возможности отрицательного их проявления: хранение зерна и муки при повышенных температурах и относительной влажности воздуха; хранение плодов и овощей, сахарной свёклы и сырого крахмала; дефекты и болезни хлеба, вызванные развитием микроорганизмов и др.

Тема № 3. Зерно и продукты его переработки

При изучении основных видов производств внимание студента должно быть сосредоточено на технологических схемах производства отдельных видов продуктов, указанных в таблице 1. Студент должен знать назначение каждой стадии схемы и технологические режимы, уметь творчески обосновать тенденции по интенсификации осуществления той или иной стадии. Объяснение схемы необходимо сопровождать указанием показателей исходного сырья, полупродуктов на каждой стадии, а также показателей конечного продукта, определяющих их пищевое достоинство.

Изучая тему «Зерно и продукты его переработки», студенту надо усвоить технологическую схему производства муки из зерна. Следует уделить внимание химическому составу зерна пшеницы и ржи, свойствам зерновой массы в целом, понимать биологическое различие злаков. Знать особенности построения помолов твердой и мягкой высокостекловидной пшеницы.

При изучении этой темы следует обратить внимание на химический состав пшеничной и ржаной муки. Хлебопекарные свойства пшеничной муки характеризуются в большей степени по показателям «силы» муки, сахаро- и газообразующей способности, ржаной муки по показателям автолитической активности.

Тема № 4. Хлеб и хлебобулочные изделия

Рассматривая технологические схемы производства хлеба из пшеничной и ржаной муки, прежде всего, необходимо знать, что способы приготовления теста зависят от хлебопекарных свойств пшеничной или ржаной муки.

При изучении этой темы надо обратить внимание на то, что замес теста не ограничивается перемешиванием отдельных компонентов, а включает ряд одновременно протекающих сложных процессов.

Необходимо уяснить разницу между разрыхлением ржаного и пшеничного теста. Почему для разрыхления ржаного теста нельзя применять только прессованные дрожжи.

Надо знать свойства применяемых биоразрыхлителей (дрожжи прессованные хлебопекарные, сушеные, быстрорастворимые, жидкие).

В период выпечки хлеба происходят и завершаются процессы, благодаря которым тесто переходит в новое, резко отличное состоя-ние – хлеб.

Тема № 5. Макаронные изделия

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что макаронные изделия – это отформованные и высушенные тестовые изделия, состоящие из муки и воды с добавлением белковых обогатителей или вкусовых добавок, а также биологически активных веществ.

Прорабатывая эту тему, надо знать, что качество макаронных изделий в значительной степени определяется условиями замеса теста. Студент должен разбираться в типах замеса по температуре и влажности теста.

Главное внимание должно быть уделено рассмотрению сушки изделий, а именно вопросу, почему нельзя форсировать удаление влаги в начале сушки.

Тема № 6. Крахмал и крахмалопродукты

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на технологию получения крахмала из картофеля и кукурузы. Знать особенности производства крахмала из кукурузы, так как в этой схеме помимо крахмала выделяют другие ценные компоненты – жир и белок.

Тема № 7. Сахар

Изучая данную тему, обратите внимание на свойства сахара, его физиологическую ценность. Надо иметь чёткое понятие о получении диффузионного сока, знать этапы его очистки, использование отходов свеклосахарного производства.

Тема № 8. Пищевые жиры и масла

По этой теме необходимо изучить техническую классификацию жиров, их общие свойства в связи с особенностями жирных кислот, входящих в состав триглицеридов; знать основные виды сырья для производства масел и жиров.

Следует обратить внимание на современные способы получения растительных масел, их технологическую и экономическую эффективность.

Наряду с этим ознакомиться со схемой получения маргарина, иметь понятие о жидком жире и жировых продуктах.


48-iyulya-melburn-rossiya-v-postreformennij-period-regionalnie-aspekti.html
48-kompleksnaya-ocenka-territorii-gnurlat-po-prirodno-antropogennim-i-tehnogennim-pokazatelyam.html
48-kontrol-za-ohranoj-truda-i-tehnikoj-bezopasnosti-analiz-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
48-metodi-postroeniya-teoreticheskogo-znaniya-v-oblasti-psihologii-truda-v-i-tyutyunnik.html
48-o-shkolah-s-etnokulturnim-komponentom-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-pervogo-uroka-2008-2009-uchebnogo.html
48-osnovnie-trebovaniya-i-tehnicheskie-sredstva-ochistki-vozdushnih-i-vodnih-zagryaznenij-v-predelah-szz.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnij-plan-naselennogo-punkta-selo-volkovskoe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otoplenie-i-ventilyaciya-zhilogo-zdaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovoe-pravo-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-7-sentyabrya-2006-g.html
  • student.bystrickaya.ru/2-sposobi-mishleniya-kak-produkt-sistemi-obrazovaniya-koncepciya-obshestvennoj-bezopasnosti-prozhektyorstvo-libo.html
  • institut.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-rostov-na-donu-udk-50075-8-bbk-20ya73-ktk-100-s-13-stranica-25.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-unifikaciya-sistem-i-sooruzhenij-obezvrezhivaniya-othodov-kurs-lekcij-po-uchebnomu-kursu-prirodoohrannaya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-razvitie-agropromishlennogo-kompleksa-kirovskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-pasport-stranica-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnaya-celevaya-programma-razvitie-i-primenenie-informacionnih-tehnologij-v-atyashevskom-municipalnom-rajone-v-period-do-2015-goda-atyashevo-2011.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sovremennij-redaktor-po-specialnosti-030901-65-izdatelskoe-delo-i-redaktirovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnayaprogramma-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-innovacionnaya-deyatelnost-kompleksnoe-prognozirovanie-v-obrazovanii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/turisticheskij-marshrut.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-kafedra-teorii-i-istorii-prava-i-gosudarstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/mirovozzrencheskie-konstanti-v-idejnom-nasledii-s-l-rubinshtejna-istoriko-filosofskij-analiz.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-kniga-vdohnovlyayushih-zhenskih-sekretov-kotorie-mogut-spasti-vash-brak-i-obogatit-vashu-zhizn.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-2-aktualnie-voprosi-nacionalnoj-i-mirovoj-ekonomiki.html
  • writing.bystrickaya.ru/hyu-lori-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstvennogo-processa-na-predpriyatii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-190700-62-tehnologiya-transportnih-processov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochniki-po-istorii-pervogo-stolknoveniya-s-mongolami-armeniya-kirakos-gandzakeci-istoriya-armenii-ser-xiii-v.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transportnaya-infrastruktura-tunisa.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-po-kursu-doshkolnaya-pedagogika-forma-obucheniya-zaochnaya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-kompensiruyushego-vida-78-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/opisanie-uralskih-i-sibirskih-zavodov.html
  • student.bystrickaya.ru/26-vzaimnoe-sootvetstvie-v-sisteme-delo-profilnaya-setevaya-model-lyudi-polnaya-funkciya-upravleniya-orgshtatnaya-struktura.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-zapolnyaetsya-v-sluchae-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1den-2chast-kommentarij-pered-praktikoj-17-18-marta-2012-g-divo-24-proyavleniya-irkutsk.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nedejstvitelnost-sdelok-i-ee-posledstviya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-doklada-opit-sozdaniya-informacionno-analiticheskoj-i-raschetnoj-sistemi-organov-zhkh-v-subektah-rf.html
  • thesis.bystrickaya.ru/profilnoe-i-predprofilnoe-obrazovanie-otkritij-doklad-gimnazii-3-v-akademgorodke.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nauchnie-otkritiya-i-tehnicheskie-izobreteniya-v-rossii-xviii-v.html
  • college.bystrickaya.ru/1-organizaciya-buhgalterskogo-ucheta-v-otraslyah-ekonomiki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossiyane-svyazivayut-nadezhdi-s-novim-pravitelstvom-internet-resurs-actualcommentru-13062012.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-konferencii-5-maj-2007-konsultacionnie-seminari.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.