.RU

7. Виды и преодоление сложных препятствий - Дополнительные образовательные программы Сборник программ педагогов...



7. Виды и преодоление сложных препятствий.

Общая характеристика сложных естественных препятствий. Крутые и вертикальные склоны: подъём и спуск на узлах и с использованием специального снаряжения.

Практические занятия: Отработка техники переправ с самонаведением (навесная, маятниковая, параллельная, по жердям, кочкам и бревну). Отработка навыков работы с узлами и со специальным снаряжением: жумарами, кролями и дюльферной восьмёркой.

^ 8. Туристские узлы.

Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметра. Узлы для организации бивака. Узлы, используемые для преодоления препятствий. Узлы, вяжущиеся одним концом. Узлы 2 года обучения: простой и усложнённый проводник, восьмерка, грейнвайн, косой схватывающий, палаточный, ткацкий, двойной штык. Техника вязания узлов. Использование узлов и техника их вязания.

Практические занятия: Вязка узлов на время и правильность.

^ 9. Туристские костры.

Порядок выбора места и разведения всепогодного костра. Типы костров и их назначение. Заготовка растопки, дров и предохране­ние их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном вет­ре, в сильном тумане.

Личная безопасность во время работ по приготовлению пищи, обогреву, заготовке дров. Противопожарная безопасность.

Практические занятия: Разведение костра на местности (желательно в ветреную, сырую погоду).

^ 10. Техника безопасности при проведении туристских походов и тренировочных занятиях.

Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности,

Опасности в туризме: субъективные и объективные.

Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.

Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.

Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.

Международная кодовая система сигналов бедствия.

Практические занятия: Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.

Контрольная работа по международной кодовой системе сигналов бедствия.

^ 11. Подведение итогов туристского путешествия.

Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов Разбор действий участников в походе и группы в целом. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по итогам похода.

Подготовка экспонатов для школьного музея. Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.

Практические занятия: Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвента­ря и снаряжения. Подготовка наглядного материала о походе, связь с СМИ (районная газета «Сельский Восход»)

^ 12. Туристские слеты и соревнования.

Организация, проводящая мероприятие. Состав оргкомитета, его функции. План его работы.

Выбор района проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности, удобства подъезда и т.д.).

Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. Основные разделы правил. Положение о соревнованиях. Классификация соревнований.

Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Порядок снятия команд и участников с соревнований. Условия проведения соревнований.

Практические занятия: Подготовка инвентаря и снаряжения для проведения соревнований. Участие в соревнованиях.


^ II. Топография и ориентирование.

13. Топографическая и спортивная карта.

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.

Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута.

Практические занятия: Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом основных форм и элементов рельефа.

^ 14. Условные обозначения легенд КП.

Легенда спортивных карт на соревнования по ориентированию. Шифр контрольного пункта. Место и ориентир расположения КП. Особенности объекта не читаемые на карте. Размер ориентира и место расположения призмы КП и средств отметки.

Практические занятия: Упражнения по составлению легенды для тренировочной дистанции.

^ 15. Компас. Работа с компасом

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Дви­жение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.

Практические занятия: Упражнения по определению азимута, снятие его с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.


^ 16. Измерение расстояний.

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кри­вых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки, спичечного коробка.

Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.

Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

Практические занятия: Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до не­доступного предмета, определению ширины реки, оврага.

^ 17. Способы ориентирования.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании карт и схем участков маршрута.

Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем.

Движение по легенде (подробному описанию пути).

Особенности ориентирования в различных природных условиях.

Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.

Практические занятия: Упражнения по определению точки своего местонахождения на местно­сти при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.

^ 18. Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта по растительности, при помощи местных предметов, созданных природой, людьми.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, попытка найти опор­ные ориентиры и подтвердить свои предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.

Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсут­ствия паники.

Действия отдельного члена группы, участника соревнований в случае по­тери им ориентировки. Основная задача — движение по тропам и дорогам до выхода к населенным пунктам, стремление как можно меньше срезать тропинки, идти по азимуту. Обязательное извещение организаторов соревнований о своем местонахождении при выходе к людям во избежание напрасных поисковых работ.

Практические занятия: Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

^ 19. Глазомерная съёмка местности.

Снаряжение для глазомерной съёмки местности: компас, планшет, калька и миллиметровая бумага, карандаши и линейка. Полевые и камеральные работы по рисованию маршрутных лент и крупномасштабных карт местности.

Практические занятия: Глазомерная съёмка местности. Составление маршрутной ленты похода. Составление карты полигона тренировки и (или) соревнований.

^ 20. Соревнования по ориентированию.

Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Виды стартов. Жеребьевка команд и участников. Обязанности участни­ков соревнований. Соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика. Соревнования на маркированной трассе. Соревнования по выбору, их разновидности, характеристика. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Определение результатов в соревнованиях по ориентированию.

Туристское ориентирование, движение по обозначенному маршруту. Отдельные виды ориентирования в программе туристских слетов и соревнований.

Практические занятия: Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и туристско­му ориентированию в качестве участника.

III. Краеведение

^ 21. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объек­тов, музеев.

Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, раститель­ность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его вли­яние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности, сель­ского хозяйства, транспорта. Характеристика населения.

История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые земляки, их роль в истории края.

Край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее род­ного края.

Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектур­ные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельско­хозяйственные предприятия.

История своего населенного пункта. Литература по изучению родного края.

Практические занятия: Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со спра­вочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представи­телями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

Практические занятия: Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших поход в данном районе. Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом района путешествия. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение. Население данного района.

^ 23. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.

Содержание и методика краеведческих наблюдений по истории, геогра­фии, биологии, экологии, литературе и другим школьным предметам в со­ответствии с местными условиями.

Содержание заданий туристским группам от школы, от организаций и учреждений.

Деятельность по охране природы в условиях похода.

Изучение и охрана памятников истории и культуры. Виды памятников. Использование памятников истории и культуры в учебной и воспитатель­ной работе.

Техника проведения краеведческих наблюдений и фиксации их: составление описаний, сбор образцов для коллекций, видео- и фотосъемка, зарисовки в походе, составление схем участников маршрута, нанесение от­сутствующих подробностей и исправлений на карту маршрута. Редкие и охраняемые растения и животные. Работа среди местного населения: участие в общественных мероприяти­ях, концерты самодеятельности, помощь лесничествам.

Практические занятия: Выполнение заданий государственных и общественных организаций. Проведение краеведческих наблюдений. Участие в работе среди местного населения. Оформление отчетов и паспортов туристских маршрутов, экскурсионных объектов на маршруте.

^ IV. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

24. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Ги­гиена одежды и обуви. Роль закаливания в увеличении сопротивляемости организма простуд­ным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укреп­ления здоровья. Вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков и их влияние на организм человека.

Практические занятия: Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. При­менение средств личной гигиены на тренировках и в походах.

^ 25. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных трав.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптеч­ки. Индивидуальная аптечка туриста.

Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений

Практические занятия: Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием. Сбор и использование лекарственных растений.

^ 26. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадания в ла­вину, утопления. Предупреждение и лечение заболеваний: ангина, обморок, отравление ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные забо­левания. Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, бес­покоящих насекомых. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и сол­нечном ударе. Ушибы, ссадины, потертости. Искусственное дыхание, за­крытый массаж сердца. Обработка ран, наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы бин­тования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях.

Практические занятия (с приглашением медицинского работника): Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусст­венного дыхания, закрытого массажа сердца. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

^ 27. Приемы транспортировки пострадавшего.

Иммобилизация (обездвижение) пострадавшего подручными и специаль­ными средствами. Основное условие — обеспечение полного покоя повреж­денной части тела. Положение пострадавшего при транспортировке. Спосо­бы транспортировки пострадавшего: на руках, на импровизированных но­силках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Практические занятия: Разучивание различных видов транспортировки пострадавшего, изготов­ление носилок и волокуш.

^ V. Общая и специальная физическая подготовка.

28. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и систе­мы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Ос­новные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Серд­це и сосуды. Изменения сердца под влиянием нагрузок различной интенсив­ности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий.

Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).

Нервная система — центральная и периферическая. Элементы строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в дея­тельности организма.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности, на совершенствование двигательных качеств человека (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Совершенствование ко­ординации движений и точности их выполнения под влиянием системати­ческих занятий физической культурой и спортом.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Влияние занятий физическими упражнени­ями на обмен веществ,

^ 29. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебно­го контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамомет­рия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показа­ния и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, рабо­тоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, пе­ретренировке. Меры предупреждения переутомления.

Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и не­правильном построении учебно-тренировочного процесса. Спортивный мас­саж и его применение в процессе тренировки, приемы самомассажа, проти­вопоказания к массажу.

Практические занятия: Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа.

  1. ^ Общая физическая подготовка.

Практические занятия:

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, враще­ния, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища для формирования правильной осанки: из различных исходных положений — наклоны, повороты и вращения туло­вища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движе­ния одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими дви­жениями.

^ Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты и на­клоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления,

Упражнения с предметами:

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – бро­сать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с по­воротами и приседаниями.

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и раз­гибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, присе­дания.

Элементы акробатики:

Кувырки (вперед, назад, в стороны) в группировке, полушпагат; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).

Подвижные игры и эстафеты:

Игры с мячом; игры бегом с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препят­ствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской гру­за, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различ­ных сочетаниях перечисленных элементов. Игры на внимание, сообрази­тельность, координацию.

^ Легкая атлетика:

Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 м из различных исходных поло­жений. Эстафетный бег на этих же дистанциях. Бег на 100, 800 м. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3-5 км с преодолением различных есте­ственных и искусственных препятствий. Интервальный и переменный бег. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной прыжок и многоскоки. Метание гранаты, толкание ядра. Прыжки в высоту.

Спортивные игры: лапта, футбол, волейбол и пр.

Плавание: Освоение одного из способов плавания.

^ 31. Специальная физическая подготовка.

Практические занятия:

Упражнения на развитие выносливости:

Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, открытой и закрытой, в том числе и по заболоченной на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. Марш-броски и турист­ские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 800 м. Многократное пробегание отрезков на различные дис­танции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег на мелком месте в воде.

Упражнения на развитие быстроты:

Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семе­нящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными оста­новками, с обеганием препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением пре­пятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседание и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперед. Бег змей­кой между расставленными в различном положении стойками.

Бег через барьеры различной высоты на дистанции 60, 100, 200 м.

Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (с укороченными таймами).

Упражнения для развития ловкости и прыгучести:

Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыж­ки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с од­ной и двух ног. Прыжки через коня, козла. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении. Прыжки вверх из по­ложения приседа, упора присев. Бег-прыжки и прыжки по ступенькам в задан­ном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестницы, бровки оврага, берега ре­ки и т.д.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные падения на лыжах. Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие слож­ной координации движении. Упражнения на равновесие, выполняемые на гим­настическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, кана­ву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, бере­гов ручьев.

Элементы скалолазания.

Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движе­ний. Участие в преодолении туристской полосы препятствий.

Упражнения для развития силы

Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упора лежа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.

Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, сни­зу, сбоку, броски с поворотом туловища.

Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп: (туловища, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, рези­новыми амортизаторами).

Упражнения со штангой (40-60% от веса спортсмена), повороты туловища со штангой на плечах, приседания, выжимания и выталкивания штанги от груди и др.

Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, поднимание ног до угла 90 градусов и др.

Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, камней, парт­неров по команде и т.д.).

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц:

Ходьба с выпадами, перекрестным шагом. Пружинистые приседания в поло­жении выпада, «полушпагат», «шпагат». Маховые движения руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны туловища вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения с сопротивле­нием на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Круговые движения ту­ловищем, повороты с движением и без движения руками и ногами. Упражне­ния с палками, булавами. Отведение ног и рук в различных упражнениях, из различных исходных положений, на месте и в движении. Размахивание рука­ми и ногами, с расслаблением мышц при взмахе вперед, назад, в стороны. Ма­хи руками (свободно опущенными) при повороте туловища. Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Встря­хивание рук, ног на месте и в движении. Упражнения на восстановление дыха­ния — глубокий вдох и продолжительный выдох.

^ VI. Начальная альпинистская подготовка

32. Личное снаряжение для занятий альпинизмом.

Типы обвязок для занятий альпинизмом. Обувь альпиниста. Специальное альпинисткое снаряжение (каски, жумары, кроль, «десантёр», дюльферные восьмёрки, мешочек с тальком, шлямбур и др.).

^ 33. Техника безопасности при занятиях альпинизмом

Особенности крепления верёвок, страховки участника группы находящегося на скальном участке. Действия участника и группы в случае возникновения аврийной ситуации.

VII. Начальная инструкторская подготовка.

^ 34. Обязанности членов туристской группы по должностям.

Заместитель командира по питанию (завпит). Составление, меню и спис­ка продуктов. Приобретение, фасовка продуктов и распределение их между членами группы. Выдача продуктов дежурным. Контроль расходования про­дуктов и перераспределение их между членами группы во время похода.

^ Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходи­мого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распреде­ление его между членами группы. Контроль исправности снаряжения.

^ Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографического материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на карту дополни­тельной информации.

Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похода. По­полнение сведений в период похода. Ведение краеведческих наблюдений по за­данию. Другие краеведческие должности: метеоролог, эколог, гидролог и т.д.

Санитар. Подбор медаптечки. Хранение медикаментов. Контроль над со­блюдением гигиенических требований в походе. Оказание первой доврачеб­ной помощи пострадавшим и заболевшим.

^ Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подготови­тельный период и в походе.

Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе ха­рактерных точек маршрута и деятельности группы.

^ Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение записей о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отчета о по­ходе совместно с другими членами группы.

Практические занятия: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведе­ния и подведения итогов походов.

Индивидуальные занятия – работа с ответственными по должностям, оказание помощи и контроль выполнения поручений.

^ 35. Обязанности помощника руководителя группы при подготовке и проведении походов.

Оказание помощи руководителю группы в подборе литературы, карто­графического материала по району совершения похода. Организация рабо­ты членов группы по изучению района похода.

Подготовка группового снаряжения и контроль правильности подбо­ра личного снаряжения.

Контроль действий штурмана во время похода. Соблюдение режима дви­жения. Организация бивачных работ.

Контроль соблюдения членами группы правил безопасного поведения.

Практические занятия: Выполнение обязанностей помощника руководителя в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.


Обязательные знания, умения и навыки

после 2 года обучения

Составление списка продуктов на группу для многодневного похода. Знать и уметь распределять продукты по дням похода, знать порядок распределения продуктов между участниками похода.

Знание должностных обязанностей всех участников туристического похода.

Знание мер безопасности и правил поведения во время тренировок и походов.

Определение масштаба и величины сечения рельефа топографической и спортивной карты, расстояний и азимутов по карте и на местности. Знание не менее 100 условных знаков. Уметь составлять глазомерную съёмку пройденного маршрута.

Знать правила и порядок организации самостраховки на технических этапах.

Умение укладывать рюкзак.

Знать и уметь завязывать 19 узлов (прямой, академический, встречный, шкотовый, двойной проводник, стремя, австрийский проводник, брамшкотовый, удавка, булинь, двойной схватывающий или пруссик, двойной штык, скользящий, грейнвайн, усложнённый проводник, палаточный, косой схватывающий, ткацкий и восьмёрка-проводник) различными способами на время, с использованием метода перехода.

Знание и умение блокироваться регулируемой страховочной системой на время.

Организация бивака, установка палатки. Уметь выбирать место и разводить всепогодный костёр.

Оказание приёмов первой доврачебной помощи. Изготовление носилок и знание порядка транспортировки пострадавшего.

Самостоятельно проводить сбор краеведческого материала.

Участие в соревнованиях по туризму и ориентированию.

^ Учебно-тематический план 3 года обучения.

«Юный турист-инструктор»


№ п/п


Наименование тем и разделов

^ Количество часов

Всего

Теория

Практика

^ I. Туристская подготовка

1

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в зимнем походе, в горах, в межсезонье

16

2

14

2

Подготовка к походу, путешествию

10

2

8

3

Тактика движения и техника преодоления сложных естественных препятствий в походе

20

2

18

4

Особенности комбинированных походов

10

2

8

5

Туристские узлы для самонаведения переправ

12

2

10

6

Туристские костры в сложных погодных условиях

8

2

6

7

Техника безопасности при проведении туристских походов и тренировочных занятий

10

2

8

8

Соревнования по туризму

16

4

12







102

18

84

^ II. Топография и ориентирование

9

Ориентирование в сложных условиях

6

2

4

10

Расчёт азимутальных ходов

4

2

2

11

Глазомерная съёмка местности.

10




10

12

Соревнования по ориентированию

18

2

16







38

6

32

^ III. Краеведение

13

Разработка туристских маршрутов

12

2

10

14

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

10

2

8







22

4

18

^ IV. Обеспечение безопасности

15

Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе

4

2

2

16

Техника безопасности при преодолении комбинированных естественных препятствий

14

2

14

17

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

14

2

10







32

6

26

^ V. Общая и специальная физическая подготовка

18

Общая физическая подготовка

20




20

19

Специальная физическая подготовка

30




30







50

-

50

^ VI. Основы спелеологии

20

Понятие «спелеология», особенности спелео-туризма

2

2




21

Техника безопасности при занятиях спелеологией

4

2

2

22

Техника спелеотуризма

16

2

14







22

6

16

^ VII. Инструкторская подготовка

23

Педагогические основы обучения

8

6

2

24

^ Подготовка и проведение занятий по темам:










Правила движения в походе

10

2

8

Ориентирование на маршруте

16

4

12

Личное и групповое туристское снаряжение

6

2

4

Подготовка к походу

8

2

6

Организация привалов и ночлегов

10

2

8







58

18

40




^ Итого за год обучения

324

64

260

54-formuli-metodicheskie-ukazaniya-po-preddiplomnoj-praktike-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-diplomnoj-raboti.html
54-gosudarstvo-kak-emitent-cennih-bumag-v-i-zelenov-rinok-cennih-bumag.html
54-harakteristiki-slozhnosti-vichislenij-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnostej-asu-evt-kzi-perm-2007-g.html
54-informacionnie-resursi-svodnij-otchet-uroven-informatizacii-municipalnih-obrazovanij-respubliki-tatarstan.html
54-interfejsi-nakopitelej-uchebnoe-posobie-po-kursu-organizaciya-evm-kompleksov-i-setej-chast.html
54-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya-razrabotki-proekta-svod-pravil-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya.html
  • education.bystrickaya.ru/211-zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo-nevelskij-municipalnij-rajon.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-rabochego-mesta-specialista-po-kadram.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzor-materialov-centralnoj-pressi-za-17-dekabrya-2004-goda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specializirovannaya-informaciya-po-programme-fundamentalnih-issledovanij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-i-funkcii-reklami.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-metodicheskie-ukazaniya-dlya-prepodavatelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-himiya-nazvanie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/moskva-gorit-poslednyaya-vstrecha-s-mayakovskim-valentina-mihajlovna-hodasevich.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bbk-65-920-55ya21.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nablyudaetsya-polozhitelnaya-tendenciya-rosta-obyomov-tovarov-rabot-i-uslug-proizvodimih-subektami-malogo-predprinimatelstva.html
  • composition.bystrickaya.ru/pokushenie-na-gejdriha-shellenberg-memuari-labirint.html
  • composition.bystrickaya.ru/pesni-stranica-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gromkogovoriteli-dinamiki-rupori-i-telefoni-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uslug-okazivaemih-gosudarstvennimi-obrazovatelnimi.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-oprosa-na-sajte-zakonodatelnogo-sobraniya-www-zsro-ru.html
  • studies.bystrickaya.ru/dembelskij-akkord-zubkova-interfaks-httpwwwinterfaxru-06052008-00000.html
  • reading.bystrickaya.ru/massovie-dejstviya-i-socialnie-dvizheniya-v-obshestve.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-vvedenie-federalnij-centr-gigieni-i-epidemiologii.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-eksperta-soveta-po-pravam-cheloveka-mmm-oon-2011.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solodkov-vm-ekonomicheskaya-teoriya-miltona-fridmena-sshaekonomika-politika-ideologiya-1992-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-7-oktyabrya-2010-g.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-udostoverenie-ot-19-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/borodin-aleksandr-porfirevich.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-opisanie-povedeniya-v-konflikte-k-tomasa-3-metodika-diagnostiki-dominiruyushej-strategii-psihologicheskoj-zashiti-v-obshenii-v-v-bojko.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozdan-dlya-buri.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iii-problemi-realizacii-konstitucionnogo-prava-grazhdan-na-trud.html
  • turn.bystrickaya.ru/ozhidaemie-rezultati-formirovaniya-uud-k-koncu-1-go-goda-obucheniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-upravlenie-malim-biznesom-forma-obucheniya-ochnaya-zaochnaya-stranica-9.html
  • esse.bystrickaya.ru/rassmotreno-na-zasedanii-upravlyayushego-soveta-shkoli-ot.html
  • control.bystrickaya.ru/centralizaciya-elvin-toffler.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-gosstandartom-rossii-sssr-kodeks-rossijskoj-federacii-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-red.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-russkij-yazik-1-4-klassi-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/adaptacionnij-period-izuchenie-gotovnosti-detej-k-obucheniyu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-u-pravitelstva-zakonchilis-znachimie-voprosi-21.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-raboti-formi-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-sociologiya-obshij-kurs-izdanie-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-rekomendovano-ministerstvom-obshego.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.