.RU

А. Г. Старцева Проблемы методической деятельности в общеобразовательных учреждениях - страница 4



Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе и методической.

В нашей школе методическая работа имеет ряд особенностей:


Наша модель «Управление методической работой в школе» является наиболее распространенной. Школьные методические объединения образуются на предметной основе. Планирует, координирует всю работу и организует общешкольные мероприятия научно- методический совет школы.


^ Задачи научно- методического совета школы


Считаем, что наша модель способствует:


^ Нормативно-правовая база по организации учебно-методической работы в школе:

Положение о научно-методическом совете школы; Положение о методическом объединении учителей-предметников; Положение об учебном кабинете; Положение о школьном смотре-конкурсе учебных кабинетов; Положение о школе молодого специалиста; Положение об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта; Положение о научно-методической конференции; Положение о проведении фестиваля школьных методических объединений.


^ Использование модели управления методической работой в ОУ привело к следующим результатам.

Повышение квалификации управленческого и педагогического состава в свете современных требований. Разработаны и реализованы новые учебные планы (реализация стандартов первого поколения, участие в эксперименте по внедрению стандартов второго поколения в начальной школе).

Разработана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения развития личности в образовательном процессе.

Разработаны и проведены воспитательные мероприятия, нацеленные на развитие социальной активности, социальной мобильности, гуманности и других качеств личности выпускника. Разработана и апробирована система мониторинга образовательного уровня учащихся, выпускников.

Создана система, в которой действуют понятные принципы и признаки качества, как процесса образования, так и образовательного результата;

Создана система контроля и управления качеством в многомодульной и вариативной образовательной среде, являющейся условием групповых и индивидуальных успехов в образовании.

Положительные результаты итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ГИА в новой форме. Поступление выпускников школы не только в вузы города Новосибирска, но и в различные учебные заведения России. Положительные итоги олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов различных уровней.


Литература


  1. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993 г.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01. № 1756-Р // Бюллетень Минобразования России. 2002, №2.

  3. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы.// Педагогика, Научно – теоретический журнал , № 4, 2006 г., с. 3-9.

  4. Поташник М. М., Левит М. В. Управление качеством образования в современной школе – М., Педагогическое общество России, 2007.



М.В. Колотова, заместитель директора МБОУ СОШ № 12,

учитель высшей квалификационной категории


^ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МБОУ СОШ № 12


В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов и модернизации образования, является профессионализм учителя. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении.

В настоящее время поддержка процессов развития образования — это поддержка развития:

Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе методической. В развивающейся школе методическая работа — методическое сопровождение учителя — приобретает ряд особенностей:

^ Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

^ Методическая работа в ОУ – это целостная, основанная на достижениях науки и педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса (УВП) система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижений оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.


Методическая служба выполняет совместно с администрацией и педагогическим коллективом и по их запросу следующие функции:

Методическое обеспечение УВП носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической действительности, и включает широкий набор видов, форм и содержания деятельности.


^ Задачи (назначение) методической работы по отношению к педагогам



Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу

Важнейшие направления педагогической работы – организационно-методическая, научно-методическая – могут успешно развиваться при условии осуществления:


Образовательная политика МБОУ СОШ № 12 основывается на следующих концептуальных идеях:


Основной единицей образовательно-воспитательной деятельности являются гуманитарные ценности:

Гуманитарные ценности определяют цели, приоритеты, содержание, технологии, направления развития культурно-воспитательного пространства школы, они становятся основанием для деятельности педагогического коллектива и являются базисными в профессионально-педагогической культуре каждого учителя.

Смыслом педагогической деятельности школы становится сотрудничество учащихся и педагогов по освоению гуманитарных ценностей, что может рассматриваться как реализация позиций учителя и ученика в различных видах деятельности в культурно-воспитательном пространстве школы и округа.

Цели воспитания и образования учащихся мы рассматриваем и раскрываем в контексте гуманитарных ценностей и представляем в виде целей деятельности, в которой ученик выступает в качестве ее субъекта, а именно:

В числе важных условий повышения качества образования и воспитания в МБОУ СОШ № 12 является научно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Методическая работа рассматривается как непрерывная деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, стимулированию творческого поиска учителей, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.


^ Приоритетные направления методической работы


  1. Повышения качества образования на основе использования новых информационных технологий.

  2. Предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем участникам образовательного процесса.

  3. Создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях.

  4. Изменение ориентации традиционной школы с передачи знаний, умений и навыков на целостное развитие ребенка без нанесения ущерба его здоровью, а также расширения функций образования, направленных на всестороннее развитие здорового ребенка в ходе модернизации образования.

  5. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися школы на всех ступенях обучения.

  6. Экспериментальная и научно-исследовательская работа.

^ Характеристика компонентов методической системы школы


Научно-методическая работа МБОУ СОШ № 12 сосредоточена в профильных методических объединениях учителей и координируется научно-методическим советом школы. Эта работа направлена на реализацию основной проблемы, над которой работает школа: создание образовательной модели, в рамках которой осуществляется целостный, системный подход к практическому воплощению идей личностно ориентированного образования.

Научно-методическая деятельность осуществляется в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы, который включает в себя как изучение, так и самостоятельную разработку сотрудниками школы конкретных аспектов реализации личностно-ориентированной системы образования в специфических условиях школы.

В школе создана система обучения, обеспечивающая развитие каждого ученика в соответствии с его интересами, возможностями; идет гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов. Тематика заседаний отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед МО.

В деятельности научно-методической службы школы выделяем три аспекта:

Деятельностный аспект и его компоненты: мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы.

Содержательный аспект – это структура системы, состоящих из взаимосвязанных направлений методической работы.

Управленческий аспект – педагогический анализ, планирование, организация контроля, регулирование, что позволяет выявить слабые места, создать целостное видение системы работы с кадрами по повышению профессионального уровня организации методической работы.

В школе главным органом, который мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач, повышения профессионализма учителя, развития его индивидуальности является Педагогический совет школы.

^ Педагогический совет является постоянно действующим руководящим органом в школе для решения основополагающих вопросов образовательного процесса.

Главными задачами Педагогического совета являются:

За последние годы готовились и проводились заседания педагогических советов с повестками, отражающими роль педсовета в решении вопросов учебно-воспитательного процесса, повышения мастерства учителей. Это позволило продвинуть вопросы выявления, формирования и развития индивидуальных стилей работы большой группы учителей.

Вопросы организации, координации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в компетенции научно-методического совета школы.

Научно-методический совет школы - совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы школы.

Задачей научно-методического совета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Функции научно-методического совета определены локальным актом к «Уставу МБОУ СОШ № 1 2. Положение о научно-методическом совете». К ним относятся: организационно-педагогическая, инструктивно-методическая, поисково-исследовательская.

Таким образом, деятельность совета наполнена содержанием по:


^ Школьные методические объединения. Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. В нашей школе работают предметные МО:

Планирование работы МО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.


^ Предметные кафедры


В современных условиях, когда в образовании реализуются идеи свободы выбора содержания, форм обучения, особенно актуальны теоретические и практические проблемы образования, позволяющие проектировать педагогическую деятельность с широким использованием научных исследований. При этом особое значение приобретают научно-исследовательская и научно-инновационная деятельность.

Считаем, что выполнение научно-исследовательской работы педагогом призвано стимулировать развитие творчества, способствовать обновлению содержания образования, изменению традиционных форм и методов образовательного процесса.

Под особенностями деятельности кафедр мы понимаем:

В нашей школе действует гуманитарная кафедра, объединяющая МО учителей русского языка и литературы и МО учителей истории, МХК, обществознания.

Недавно создана кафедра естественно-научного образования, объединяющая учителей химии, биологии, географии.


^ Временные творческие коллективы


Временные творческие коллективы создаются для решения конкретной проблемы УВП. Мы видим в этой форме организации одну из перспективных эффективных форм методической работы. Организации их деятельности подлежит пристальному анализу и глубокой разработке в вопросах организации эффективной деятельности. На протяжении двух последних лет действовали следующие временные творческие коллективы по проблемам: организации работы с одаренными детьми; изучение дифференцированного похода к контролю качества знаний в профильных классах; углубленного изучения предметов естественно-научного и математического циклов и др.

Сегодня в школе действуют творческие группы: «Использование ИКТ в образовательном процессе», творческая группа по разработке и реализации «Программы «Здоровье», творческая группа по воспитательной работе «Я гражданин России», творческая группа по разработке и совершенствованию СОКО, годичная группа аттестующихся учителей, временные творческие группы по проблематике педсоветов.

Важнейшим элементом методической службы школы является система непрерывного повышения квалификации учителей на школьном уровне. Она включает в себя:




^ Критерии оценки результатов методической работы в школе


Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, УДОД, ибо успешность методической работы невычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):

Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.

Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

^ Психологические критерии



^ Учебные критерии



Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Считаем, что наша модель способствует:



Ю.Б. Яхно, заместитель директора МБОУ СОШ № 29

по научно-методической работе,

учитель и руководитель высшей квалификационной категории


Модель методической службы МБОУ СОШ № 29


^ Благополучное плавание обеспечивает

не столько сам корабль,

сколько искусное управление им.


Джордж Кёртис


Организации существуют

лишь по одной причине:

чтобы помочь людям сделать то,

что в одиночку каждому

было бы не под силу.


Роберт Уотермен


Модель методической службы образовательного учреждения формируется в течение многих лет, а, может быть, и десятилетий. Модель складывается под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Так основными объективными факторами являются: государственная образовательная политика, объемы финансирования, возможности штатного расписания отдельного ОУ. Субъективные факторы, влияющие на формирование модели – это: управленческие приоритеты администрации ОУ, сложившиеся традиции, наличие творческого ядра в педагогическом коллективе и др.

Модель методической службы МБОУ СОШ № 29 в общих чертах сформировалась в 80-е годы, то есть тридцать лет назад. Стабильность модели обусловлена специфическими особенностями школы, среди которых: небольшой по численности педагогический коллектив (в разные периоды не превышающий 35 человек), традиционно высокий процент педагогов высшей категории (50 – 55%), поддержка государственных инновационных и экспериментальных инициатив.

^ Сложившая модель методической службы функционирует на индивидуальной основе. На практике это означает, что администрация школы (директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по НМР) проводит диагностику индивидуальных профессиональных проблем и потребностей учителя, а затем разрабатывает и реализует программу их преодоления. Такая модель наиболее эффективна в условиях небольшой школы, где успехи и проблемы каждого педагога находятся на виду. Несомненным преимуществом модели является возможность ранней диагностики профессиональных затруднений отдельного педагога, а значит, в конечном итоге, факторов риска образовательной системы школы.

Модель методической службы включает в себя педагогический совет – высший орган коллективного руководства методической работой. В состав педагогического совета входят все педагоги образовательного учреждения.

Коллегиальный орган – методический совет выполняет диагностическую, прогностическую информационную, научно – исследовательскую, организационную функции. В состав методического совета входят директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, руководители кафедр и методических объединений, учителя - методисты.

^ Методические объединения – орган государственно-общественного управления, профессиональное объединение педагогов одной образовательной области или нескольких смежных дисциплин осуществляют отбор содержания и составление образовательных программ по предмету с учётом вариативности; утверждают аттестационный материал для итогового контроля в переводных и выпускных классах; организуют взаимопосещение уроков; вырабатывают единые требования к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету; организуют и проводят предметные недели.

^ Руководитель методического объединения ежегодно выдвигается педагогами, входящими в объединение. Его кандидатура утверждается методическим советом.

Администрацией школы введена внештатная должность заместителя директора по научно-методической работе. В его функции входит проектирование и координация экспериментальной деятельности педагогов; организация работы проблемных лабораторий; оказание индивидуальной методической помощи педагогам в период подготовки пакета документов к аттестации или к участию в профессиональном конкурсе; планирование инновационной деятельности; информационно-аналитическая работа; контроль за ходом педагогического эксперимента; организация и проведение семинаров по распространению результатов инновационной деятельности.

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 29 в течение более чем сорока лет ведет экспериментальную работу в области развития физического воспитания школьников. С 1998 года в ОУ действует кафедра физической культуры, которая направляет и координирует инновационные процессы в области здорового образа жизни школьников.

Результатом многолетней исследовательской деятельности кафедры стало открытие на базе ОУ городской экспериментальной площадки «Школа – центр физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех».

В 2007 году была основана кафедра начального образования, сотрудники которой – учителя первой ступени образования, педагоги дополнительного образования, воспитатели и специалисты работают над исследованием в области развития младшего школьника в условиях школы-полупансиона. На базе ОУ в 2009 г. была открыта городская экспериментальная площадка «Школа полного дня».

Тема

«Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения «Спорт для всех»


Научный

руководитель

Гаргай Виктор Богданович – д.п.н., начальник центра научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ при НИПК и ПРО; Кончиц Николай Степанович - ДМН, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры ФФК НГПУ и КФК НИПК и ПРО


^ Приказ о присвоении статуса (номер и дата приказа)


Приказ №206 от 01.03.2006 г. Главного управления образования мэрии г. Новосибирска

^ Срок действия

2006 – 2011 г.г.


Цели эксперимента

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности, направленной на развитие физических и психических качеств личности, формирование потребности в здоровом образе жизни всех участников образовательного процесса;

сохранение здоровья детей;

повышение роли семьи, дальнейшая успешная социализация личности;

решение проблем социального сиротства и неблагополучия детей, в том числе проблемы детской безнадзорности и беспризорности;

социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов;

преодоление синдрома дефицита внимания

формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей


^ Объект исследования

Возможности создания комплексных условий здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников в условиях ОУ


^ Предмет исследования

Показатели здоровья обучающихся;

развитие общешкольной системы выявления и поддержки одаренных детей; совершенствование материально-технической базы ОУ;

стабилизация семьи как социального института

43-analiz-celevih-konkurentov-nauchno-issledovatelskaya-rabota-vipolnena-v-ramkah-dogovora-podryada-1-ot-27-yanvarya.html
43-analiz-praktiki-patentovaniya-krupnejshih-globalnih-firm-rabota-po-uchebnoj-discipline-menedzhment-tema-mezhdunarodnaya.html
43-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-metodicheskie-materiali-studentu-zaochniku-yuridicheskogo-fakulteta-specialnost.html
43-chislennost-ne-zanyatih-trudovoj-deyatelnostyu-grazhdan-ishushih-rabotu-i-sostoyashih-na-uchete-vsego.html
43-dinamika-proizvodstva-za-poslednie-3-goda-godovoj-otchet-za-2007-god-obsheniya-k-akcioneram-predsedatelya-soveta.html
43-dopolnitelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-3-j-regionalnoj-nauchnoj-konferencii-posvyashennoj-780-letiyu-kresheniya-karelov-stranica-25.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnaya-strategiya-kompleksnoj-informatizacii-geometricheskoj-i-graficheskoj-podgotovki-i-ee-realizaciya-v-visshem-tehnicheskom-professionalnom-obrazovanii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/antologiya-mirovoj-filosofii-antichnost-stranica-18.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tnpanchenko-filosofskie-idei-lyudviga.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-prava-osuzhdennih-otbivayushih-ugolovnoe-nakazanie-v-vide-lisheniya-svobodi-v-ispravitelnih-koloniyah-i-tyurmah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-k-otdelnoj-finansovoj-otchyotnosti-za-31-dekabrya-2011-goda-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-strani-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnostej-050-100-uchet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-svedeniya-o-soblyudenii-kodeksa-korporativnogo-povedeniya-godovoj-otchet-za-2009-god-generalnij-direktor.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-zashita-ponyatijno-terminologicheskij-slovar-pod-obshej-redakciej-yu-l-vorobeva-moskva-izdatelstvo-flajst-informacionno-izdatelskij-centr-geopolitika-2001-stranica-14.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-16-poryadok-podachi-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-polozhenie-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-oao.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-i-stepanov-spisok-publikacij-i-issledovanij-monografii-i-glavi-v-knigah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/ala-km-apparatini-aparatti-tehnologiyalar-blmn-basshisi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-raboti-arhivov-organizacij-stranica-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-literatura-bbk-84-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-2008-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/x-otpravlenie-podozrevaemimi-i-obvinyaemimi-religioznih-obryadov-vpovestku-rasshirennogo-zasedaniya-soveta-vklyucheni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-samij-klassnij-klassnij-vospitanie-patriota-i-grazhdanina.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-v-elektronnoj-forme-po-viboru-postavshika-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-postavku-uchebnoj-i-nauchnoj-literaturi-dlya-nuzhd-gou-vpo-vsgtu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-ispolzovaniyu-sbornika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-v-bulichev-upolnomochennij-po-pravam-cheloveka-stranica-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spartakiada-uchashihsya-respubliki-bashkortostan.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-samaya-dorogaya-bukva-v-mire-vfigurnie-skobki-zdes-pomesheni-nomera-stranic-okonchaniya-originalnogo-izdaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezekciya-levogo-izgiba-s-chastyu-poperechnoj-obodochnoj-v-i-yuhtin.html
  • writing.bystrickaya.ru/bezopasnost-fajlovih-resursov-seti-windows-2000-chast-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-po-himii-dlya-9-klassa-bilet-1.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-zaprosa-kotirovok-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igra-biznes-risk-men-aktiviziruyushie-metodi-v-proforientacionnoj-rabote.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-osnovnoe-obshee-obrazovanie.html
  • report.bystrickaya.ru/haruki-murakami-stranica-36.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-d-nikandrov-prezident-rossijskoj-akademii-obrazovaniya-akademik-rao-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • letter.bystrickaya.ru/moneti-sovetskogo-gosudarstva-spasskij-russkaya-monetnaya-sistema.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pravovoj-status-bezhencev-v-rossii.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinali-sanitarli-alashi-kmek-krsetetn-medicinali-jimnan-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament-zhalpi-erezheler-medicinali-stacionarli-alashi-kmek-krsetetn-medicinali-jimnan-anitama-beru.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sosh-3-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/bilet-11-rol-pismennosti-v-peredache-kulturnogo-naslediya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/faktori-opredelyayushie-finansovoe-polozhenie-firmi-razrabotka-programmi-razvitiya-sistemi-upravleniya-kachestvom-oao.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.