.RU

А. П. Адлыкова (Горно-Алтайск)


А.П. Адлыкова

(Горно-Алтайск)


Проблемы миссионерской деятельности монастырей Сибири в Синодальный период


Апостольская или миссионерская деятельность была присуща монашеству издревле. В ее основе лежит евангельское изречение: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа».1 По утверждению Василия Великого, монахи должны стремиться не только созерцать Жизнь, но и к деятельности апостольской. Монашество, как самая мобильная, не связанная семейными, бытовыми обязанностями часть духовенства, было основной силой миссионерства и внешнего, и внутреннего. На протяжении длительного периода монахи служили делу катехизации русского населения, долгое время после крещения Руси бывшего языческим или полуязыческим. О необходимости внутреннего миссионерства говорилось не только в первые века существования христианства на Руси. Нужда в катехизации и просвещении среди православного русского населения возникала и в XVII, и в XVIII, и в XIX вв.2

Помимо этого, монахи распространяли православие на осваиваемых русскими землях с иноверческим населением. Деятельность таких миссионеров как Стефан Пермский, Герасим Вологодский, Трифон Печенегский подробно освещена в православной и дореволюционной историографии. Как правило, вслед за крещением иноверцев православные миссионеры основывали на их землях монастыри. Уже с этого времени миссионерство становится составной частью колонизаторской политики государства.3

В рассмотрении вопроса о миссионерской деятельности, следует разделять роль монашества и роль монастырей как миссионерских центров. Как было сказано выше, монашество было главной силой миссионерства, практически все миссии XVIII –XIX вв. были основаны монахами. Однако монастыри в это время не сыграли заметной роли в деле христианской проповеди. Несмотря на желание многих архиереев превратить их в школы миссионерства или рассадники христианской жизни среди местного населения, им так и не удалось сыграть заметную роль в деле распространения православия.

Особенно ослабла миссионерская деятельность монастырей в XVIII в. Связано это, прежде всего с последствиями секуляризации. Монастыри, владевшие землями, старались крестить живущее на них местное население, в том числе и для того, чтобы приняв крещение и, перейдя на оседлость, оно стало зависимым. Потеряв земли и право владеть людьми, монастыри потеряли и стимул для ведения христианской проповеди. Кроме того, значительно обессилев экономически, обители искали пути выживания в нелегких условиях Сибири, где даже православное население неохотно делало вклады в обители.4 Миссионерство же требовало затрат и, притом, немалых.

С середины XVI в. география православного миссионерства расширилась за счет территорий бывшего Астраханского и Казанского ханств. Святитель Казанский Гурий создал в 1559 г. Зилантов монастырь (под Казанью), насельники которого с раннего возраста готовились к миссионерству. Это была первая миссионерская школа в России, родоначальница Казанской академии.5 В Свияжском Успенском и Казанском Спасо-Преображенском монастырях святителем были устроены крещальни. Святитель Тверской Варсонофий основал в Казани Спасо-Преображенский монастырь. При нем была открыта школа для детей местного населения. После покорения Астраханского ханства, Московское правительство спешило не столько учредить там епископскую кафедру, сколько построить монастыри для распространения христианства. В 1558 г. в Астрахань, для обустройства обителей, посылается игумен Кирилл, который строит там монастырь во имя Пресвятой Троицы. В последствии туда стали присылать для крещения иноверцев, выехавших на царскую службу, и русских людей, принявших иную веру в плену. Эта практика продолжалась и в XVIII в. В Сибири эту функцию выполняли сначала Успенский Далматов монастырь, а позднее, для обращения тамошних иноверцев «в Христову веру» был основан Кондинский Троицкий монастырь.6

В XVIII в. продолжалось активное заселение и освоение Сибири. В связи с этим, возникла необходимость и идеологического влияния государственной власти, как на русских поселенцев, так и на коренное население. С этого момента начинается новый период в истории миссионерства Русской церкви, в течение которого складывается определенная система методов ведения миссионерской работы. В 1700 г. Петр I послал киевскому митрополиту именной указ с заданием, подобрать - из иноков - человека «доброго и ученого», которого можно было бы направить в Тобольск для организации миссионерской деятельности среди народов Крайнего Севера. Выбор пал на эконома Киево-Печерской лавры Филофея Лещинского. Получив сан митрополита Тобольского и всея Сибири, он в 1702 г. выехал в Тобольск для организации миссионерской деятельности.7

В ходе своей миссионерской работы, проповедники прибегали к самым разным формам и методам работы. Одной из них, довольно распространенной, становится создание миссионерских групп и их отправление в самые разные уголки региона и за его пределы.8 Действенными мерами по привлечению иноверцев к христианству являлись различные льготы для новокрещенных, такие как смягчение судебных приговоров за преступления, совершенные до крещения, предоставление безвозвратной ссуды на приобретение скота и строительство жилья. Местное население Восточной Сибири, перешедшее в христианство, получало также освобождение от уплаты ясака на 3 – 5 лет, а на Чукотке и Камчатке - на 10 лет. В процессе своей работы миссионеры успешно играли и на родоплеменных и патриархально-семейных связях местного населения.9

На первых порах важная миссионерская роль отводилась и монастырям. По мнению первого сибирского архиепископа Киприана, писал в свое время енисейский губернатор А.П. Степанов, монастыри в Сибири мужские и женские устраивались вблизи городов, для содействия обращению инородцев, для насаждения и поддержания благочестия в народе. Так, до начала XVIII в. Николаевский монастырь в Верхотурье был единственным миссионерским пунктом для всей Западной Сибири. А после того, как в начале XVIII в. были обретены мощи св. Симеона Верхотурского, монастырь превратился в центр паломничества.10

В 1727 г. святитель Иннокентий (Кульчицкий) местом своего пребывания и центром новоучрежденной самостоятельной Иркутской епархии избрал Иркутский Вознесено-Иннокентьевский монастырь. Проповедническая деятельность святителя среди бурят и тунгусов имела огромный успех.11

Посольский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на южном берегу Байкала, был основан в 1681 г. на месте, где был убит бурятами московский посол Ерофей Заболоцкий, возвращавшийся из Китая. Основателями монастыря были 12 монахов Темниковского Санаксарского монастыря, во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием. Они-то и составили ядро первой Забайкальской духовной миссии, присланной сюда по указу царя Федора Алексеевича, и с благословения патриарха Иоакима. Целью основания и дальнейшей деятельности монастыря являлась просветительская деятельность среди бурят, монголов и тунгусов. Миссионерская деятельность распространялась на все Забайкалье и Даурию. В начале XVIII в. к монастырю была приписана только что основанная на реке Буре Троицкая крепость, ставшая опорным пунктом на путях распространения православия в Забайкалье. Глава Забайкальской духовной миссии игумен Мисаил писал митрополиту Тобольскому и Сибирскому, что благодаря деятельности миссии «много окрещено мунгалов». В 1734 г. настоятель Посольского монастыря архимандрит Илларион Трус был назначен руководителем Пекинской миссии, в его отсутствие обителью управляли наместники. С начала 40–х гг. наметилось ослабление миссионерской деятельности в Забайкалье, что привело в итоге, к закрытию первой Забайкальской миссии.12

Особая роль в плане миссионерства отводилась и Туруханскому Троицкому монастырю, устроенному в 1660 г. Его основателем считается монах Тихон, которому архиепископ Тобольский пожаловал чин иеромонаха. За ним были признаны «большие заслуги» в деле обращения «инородцев» в христианство. Однако сведения о дальнейшей деятельности монастыря среди коренного населения отсутствуют. Сохранились лишь сообщения о миссионерской поездке в отдаленные районы игумена Туруханского монастыря Мисаила, о которой следует упомянуть особо. В 1788 г. он предпринял поездку в Хатангский погост для закладки там церкви. Местные власти преследовали Мисаила на всем его пути следования, отказав ему в подорожной, а по возвращении игумена, завели на него судебное дело, якобы за неуплату «прогонов». За время своего девятимесячного путешествия Мисаил объехал огромную территорию, но окрестил всего 17 человек. Это обстоятельство послужило основанием для прекращения миссионерской деятельности в Забайкалье.13 В XIX в. Туруханский Троицкий монастырь влачил жалкое существование. В 1889 г. в нем было всего четыре служителя, вместо восьми и четырех послушников, положенных по штату. Монастырь постоянно испытывал денежные затруднения «по недостатку вкладов от богомольцев» и в 1860 г. встал вопрос об его упразднении.14

Небызинтересна история и Православной миссии на Аляске. Православие в Америке обязано своим появлением здесь 10 инокам Валаамского монастыря. В 1793 г. митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу было поручено изыскать подходящих людей в состав отправляемой в Северную Америку православной миссии. Согласно высочайшему указу, они должны были содействовать работе русской миссии, начавшей свою деятельность на Алеутских островах после торговой экспедиции Шелихова и Голикова. Митрополит Гавриил поручил старцу Назарию, игумену Валаамского монастыря подобрать у себя способных людей, коим и было подготовлено 10 иноков. Начальником миссии был назначен архимандрит Иоасаф.15 По прибытии на остров Кадьяк, миссионеры занялись обращением местного населения в православие. 18 ноября 1795 г. епископу Иркутскому была доставлена ведомость, в которой сообщалось, что «на острове Кадьяк и принадлежащих к нему островах, с частью матерной земли Америки, мыса Аляски, Кенайской и Чугатской губы иноверных народов обоего пола …крещено в христианский закон 6740 человек, а браком сочетавшихся - 1573 пары».16 Миссионеры построили церковь и приют для воспитания сирот и незаконнорожденных детей. Однако через несколько лет двое членов миссии погибли: иеромонах Ювеналий был убит местным населением, а начальник миссии, архимандрит Иоасаф, возведенный в сан архиерея, погиб с несколькими монахами в океане. И вскоре на Аляске остался всего один человек - преподобный Герман, который занимался до 1837 г. миссионерской работой. Им был основан Ново-Валаамский монастырь, который и по сей день является центром православия и миссионерской деятельности в Америке.17

Однако, ко второй половине XVIII в. большинство монастырей прекращают миссионерскую работу. Согласно екатерининским штатам, здесь были упразднены 15 обителей, что составило 32% от общего количества. В 1801 г. в этом обширном регионе имелось лишь 25 обителей, а спустя 60 лет - 21 монастырь.18 В 1910 г. вместе с женскими общинами в Сибири насчитывалось 45 монастырей.19

В XIX в. миссионерская работа в России приобретает более системный характер. Дело православного миссионерства начинает развиваться гораздо успешнее. Возобновляют свою работу прежние миссии, открываются новые. В начале XIX в. в Сибири насчитывалось уже 8 миссий. Непосредственной их организацией занимались епархиальные ведомства, находившие постоянную поддержку и у правительства, и у Синода.20 Однако монастыри в этом процессе продолжают играть эпизодическую роль. К примеру, в 1814 г. возобновила свою деятельность Забайкальская миссия. Свою роль стал играть в ней и Посольский монастырь. В 1861 – 1869 гг. он стал местом пребывания викарных епископов Селенгинских. В 1863 г. при нем открывается училище для инородческих детей, гомеопатическая лечебница и мастерская для печатания иконок – образков. Со временем - в 1902 г. - Посольский монастырь был преобразован в женский.21

В 1851 г. для усиления миссионерской деятельности в Туруханском крае, по ходатайству Томского епископа Афанасия, в Туруханском Троицком монастыре учреждается православная духовная миссия в составе двух священников и двух причетников. При ней была организована передвижная походная церковь, общим весом в 60 пудов, которая в силу этого не могла быть перевозима миссионерами на оленях, являвшихся единственным транспортом в Затундре. Эта церковь так ни разу и не выехала в отдаленные приходы. Осложнялось дело еще и тем, что священники не только не знали языка местного населения, но даже не имели при себе переводчиков.22

В 1861 г. была организована отдельная Енисейская епархия. Но новоявленная миссия действовала только в районе кочевий тунгусов, по Нижней Тунгуске и ее притокам, куда они выходили лишь в определенное время года. Учитывая это обстоятельство, епископ Енисейской епархии Никодим ходатайствовал перед Синодом, чтобы «Туруханскую миссию, яко излишнюю и большую часть года праздную, упразднить». Учтя его доводы убедительными, в январе 1863 г. Синод закрыл ее.

Главной проблемой миссионерских обителей, было еще и то, что вплоть до начала XX в. не были сформулированы ни конкретные задачи их деятельности, ни методы и формы их работы. В лучшем случае миссионерский монастырь становился центром благотворительности и просвещения в округе, а его насельники проводниками работы, которую вели все миссионеры. Миссионерская и благотворительная деятельность таких обителей тесно переплеталась. Но, несмотря на это, они не стали школой миссионерства, как это было в Зилантовом монастыре святителя Гурия.

Одним из первых, кто понял это и попытался как-то обозначить данную проблему, стал архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской Духовной миссии. Его заслуга состоит не только в том, что он основал самую «успешную» в XIX – XX вв. православную миссию в Российской империи, ставшую «образцом правильно поставленной миссионерской работы», но и стал основателем алтайской письменности и одним из первых переводчиков Библии на русский язык. Кроме того, он теоретически сформулировал и обобщил свои взгляды на миссионерскую деятельность.

В 1838 – 1839 гг., находясь по делам миссии в Москве и Петербурге, Глухарев пытается «продвинуть» свой «проект – рукопись «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». К сожалению, он опередил время и его научный труд оказался невостребованным.23. Только в 1893 г., к столетию со дня рождения просветителя, его «Мысли…» были опубликованы в «Православном благовестнике», с предисловием, где они оценивались как «превосходный и разносторонне разработанный миссионерский проект и особо подчеркивалось, что «многие его мысли и предложения уже стали свершившимся фактом».24 Но многие его идеи так и не нашли своего воплощения в жизнь. Его подробный план миссионерской обители, с четко поставленными целями и задачами деятельности, формами работы, так и остался на бумаге.

По мнению архимандрита Макария, для подготовки миссионеров – проповедников, необходимо создать две обители – мужскую и женскую - недалеко от Казани. Они должны были сочетать в себе одновременно несколько качеств. Кроме прямой задачи, – подготовки миссионеров, - монастыри должны были быть центрами благотворительности и миссионерской деятельности в округе.25

В них необходимо было принимать иноков из общежительных монастырей России, мирских людей, склонных к миссионерской деятельности, и особенно детей, принадлежащих к духовному сословию. Последние, по мнению Макария, должны обладать всеми качествами, необходимыми для обучения миссионерству – быть знакомы с жизнью православной церкви изнутри, а, кроме того, у них должен быть необходимый багаж знаний. Обучение в таком миссионерском монастыре должно было продолжаться 12 лет. Это давало возможность получать подготовленных во всех отношениях проповедников. Процесс обучения должен был состоять не только из теоретических занятий. Будущие миссионеры, должны были проходить и «производственную практику» среди местного татарского населения, ухаживать за больными в монастырской больнице и работать в типографии.26

Только в начале XX в. идеи архимандрита Макария (Глухарева) получили свое развитие. Так, на съезде миссионеров, состоявшемся в 1908 г., в Киеве, специально обсуждался вопрос о миссионерской деятельности русского монашества. На нем много говорилось о необходимости привлечения монастырей «к самой широкой, чисто апостольской деятельности». Участники съезда наметили ряд мероприятий для достижения поставленных задач. Так, предполагалось: а)усилить состав миссионеров монахами, как людьми, не связанными житейскими попечениями;

б) ученых же иноков направлять не только во внешнюю миссию, но и во внутреннюю;

в) чтобы поднять образовательный уровень монашествующих, необходимо устраивать при монастырях особые миссионерские курсы или школы;

г) устраивать при монастырях типографии;

д) создавать монастырские братства, которые должны организовывать миссионерские съезды среди монашествующих.

Одной из первых забот «черноризцев» должна была стать катехизация при монастырских приютах для детей и взрослых. Учреждение странноприимниц, богаделен, ремесленных и сельскохозяйственных училищ должно получить, указывалось на съезде, самое широкое распространение, «дабы монастыри, как и встарь, были бы культурными уголками – маяками и светочами - в распространении культурно-нравственных и религиозных понятий.27

На этом же съезде была озвучена еще одна идея, которую и раньше высказывали алтайские миссионеры. Преосвященный епископ Мамадышский Андрей и иеромонах Гурий, доцент Казанской Духовной академии, высказали предложение: заменить стан – приход в Астраханской епархии на монастырь. Мотивировалось это тем, что ламаисты – калмыки лучше воспримут проповедь из монастыря, который психологически им более привычен. Кроме этого, священник, обремененный семьей, обычно больше печется о благополучии своей семьи, нежели паствы.28

Опыт создания подобных монастырей, говорили делегаты съезда, уже есть. Созданный 1903 г. Крещено-Татарский мужской монастырь во имя казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, чья братия состоит преимущественно из крещеных татар уже занимается изданием и распространением православной литературы на татарском языке.29 А сестры, созданной в 1908 г. Крещено-Татарской Покровской женской общины, воспитывают в своем приюте 70 девочек.30

В это же время в издании Православного Миссионерского Общества - «Православном благовестнике» - был опубликован ряд статей, посвященных монастырям Сибири. В них говорилось и о малочисленности монастырей в этом регионе, и о их неэффективной деятельности. Здесь же обсуждалась и та роль, которую могли бы сыграть обители в переселенческой политике правительства и в миссионерской деятельности.31

В 1910 г. Синодальный проповедник, миссионер протоиерей Иоанн Восторгов, по поручению Председателя Совета Министров Столыпина, представил записку, в которой признавал необходимым выбрать специального человека, который бы занялся поиском мест для устройства новых монастырей в Сибири. Помимо этого, он должен был посетить все существующие сибирские монастыри и ознакомиться с их экономическим положением и степенью влияния на местное население. Он также должен был обратиться к братии крупных монастырей России с призывом идти в Сибирь «на великий и трудный подвиг устроения иночества». Восторгов также представил в Синод проект об учреждении в Сибири 44 новых монастырей и 5 подворий обителей Центральной России. Синод прислушался к мнению автора проекта и принял решение: определить специальным человеком правительства протоиерея И. Восторгова.32 Однако, каких-либо результатов от поездки И. Восторгова в Сибирь и его деятельности там не последовало. В силу же обстоятельств – революция, война - сибирские монастыри так и не сумели развернуть полномасштабную миссионерскую деятельность, о которой говорилось на миссионерском съезде.

Пережив «потрясения» XVIII в., монастыри в XIX - начале XX в. вступили в «благоприятную полосу» своего существования. С начала царствования Александра I количество монастырей и общин более чем удвоилось и они стали играть важную роль в жизни общества. Некоторые из них превратились во Всероссийские духовные центры. Усилилась в рассматриваемое время их просветительская и благотворительная деятельность, которая опиралась на возрастающее экономическое благосостояние монастырей и общин. Некоторые (хотя и очень немногие монастыри) внесли свой вклад в освоение далеких окраин Российской Империи. К их числу с полным правом можно отнести и монастыри, Алтайской Духовной миссии.

________________________________

1(Мф. 28, 19.)

2 Миллер Г.Ф. История Сибири. М – Л., 1941. Т.II. С.72.; Культурное значение монастырей на окраинах России. // Православный благовестник. 1909. №7. С. 305.

3 Иеромонах Иннокентий (Павлов). Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. // Богословские труды. М., 1987. №28.; Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства Исторические портреты. М., 1991. С. 72.

4 Алексеенко Е.А. Христианизация на Туруханском Севере и ее влияние на мировоззрение на религиозные культы кетов. // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. С. 152.

5 Гордиенко Н. Указ. соч. С. 25.

6 Монастыри. Справочник. С. 349.

7 Мальцев Г.П. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Сибири. // Вопросы научного атеизма. М., 1988. Вып 37. С. 195.

8 Русская Православная Церковь. 988 – 1988. Кн.II. С.92.

9 Мальцев Г. П. Указ. соч. С. 196.

10 Алексеенко Е.А. Христианизация на Туруханском Севере и ее влияние на мировоззрение на религиозные культы кетов. // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. С. 55.

11 Низовский А. Указ. соч. С.449.

12 Там же. С. 484.

13 Грачева Г.Н. К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан. // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. С. 32.

14 Алексеенко В.А. Указ. соч. С. 58.

15 Маслов С. Православная экспедиция на Аляску // Русский Паломник. Нью-Йорк, 1996. № 1. С. 7.

16 Павлов А.И. Православие в Америке. // Русский паломник. Нью-Йорк, 1991. № 5. С.17.

17 Там же. С. 19.

18 Водарский Я.Е. Указ. соч. С. 569.

19 О насущных задачах монашества в деле благовестия Христова, или миссионерствования. // Православный благовестник. 1908. № 16. С. 351.

20 Расова Н. В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае. Дисс.на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Горно-Алтайск, 2001. С. 84.

21 Низовский А. Указ. соч. С. 391.

22 Грачева Г.Н. Указ. соч. С. 32.

23 Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространении Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе. // Православный благовестник. 1893. № 5. С. 11 – 12.

24 Там же. С. 12.

25 Макарий (Глухарев) Мысли... // Православный благовестник. № 19. С.5.

26 Православный благовестник. 1993. № 11. С. 4.

27 О насущных задачах монашества в деле благовестия Христова или миссионерствования. // Православный Благовестник. 1908. №16. С.352.

28 Там же. С. 354.

29 Полный православный богословский энциклопедический словарь... С. 2147.

30 Там же. С. 1259.

31 Об устроении в Сибири монастырей как религиозно-духовных центров для народа. // Православный благовестник. 1908, № 16.; 1909, № 7.; 1910. № 10.

32 Об устроении в Сибири монастырей как религиозно-духовных центров для народа. // Православный благовестник. 1910. № 10. С. 44.




518-umk-informatika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
519-mashinistov-bashennih-kranov-ti-ro-019-2002-sp-12-135-2002-safety-on-labor-conditions-in-construction-industry.html
519-umk-himiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
51avtorskaya-sreda-diplomnaya-rabota-po-teme.html
51kriterii-ocenki-znanij-navikov-programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-napravleniya-080200-62-menedzhment.html
51organizaciya-socialnoj-raboti-s-semej-i-detmi-na-osnove-sozdaniya-informacionnih-bankov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tshetnie-pohodi-igor-vsevolodovich-mozhejko-1185-god-vostok-zapad.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arhitektura-i-proizvoditelnost-servernih-cp-chast-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-na-srednesrochnuyu-perspektivu-po-realizacii-strategii-razvitiya-selskohozyajstvennogo-mashinostroeniya-rossii-na-period-do-2020-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zashita-p-n-perehodov-legkoplavkimi-steklami-referat-po-discipline-tehnologicheskie-processi-mikroelektroniki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/isabaev-kalmuhan-literatura-abilev-d-ognennie-volni-stihi-i-poemi-alma-ata-kazgosizdat1957-284s.html
  • klass.bystrickaya.ru/agronerksptk-keshen-subekts-investiciyali-salinimdar-keznde-zhmsaan-shiistardi-br-blgn-ornin-toltiru-bojinsha-subsidiyalau-memlekettk-krsetletn-izmet-standartin-bektu-turali.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/9-spisok-rekomenduemoj-literaturi-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-uchenom-sovete-universiteta-normativnoe-regulirovanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-7-rezhim-obucheniya-organizaciya-pitaniya-obespechenie-bezopasnosti-otchetnij-period-2011-god.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-na-osnove-triz-prilozhenie-1-metodi-rtv-metod-fokalnih-obektov-mfo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-strannikov-eksmo-moskva-2004-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkursi-sostoyalis-po-nominaciyam.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/udar-po-popu-moskovskij-komsomolec-lishickaya-irina-27052005-115-str-10-pervij-kanal-novosti-26-05-2005-12-00-0013.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-idei-uchebno-metodicheskoe-posobie-yaroslavl-2009-skopin-a-a-razrabotka-i-tehnologii-proizvodstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-i-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-i-napisaniyu-esse-po-kursu-proizvodnie-finansovie-instrumenti-dlya-magistrov-napravleniya-podgotovki-080100-68-ekonomika-finansi-i-kredit.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravka-po-voprosu-ob-organizacii-i-provedenii-uchebnih-i-proizvodstvennih-praktik-na-fakultete-informacionnih-sistem-v-ekonomike-i-yurisprudencii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otravlenie-u-detej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-5-logopsihologiya-i-logopedagogika-uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnaya-programma-razvitiya-tehnicheskogo-i-professionalnogo-obrazovaniya-v-akmolinskoj-oblasti-na-2008-2012-godi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-9-zarubezhnaya-horovaya-klassika-lekciya-horovaya-kultura-kazahstana.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resursi-internet-a-a-ivanov-vestnik-svyazi-ezheme.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-revelation.html
  • studies.bystrickaya.ru/11russkij-s-kitajcem-bratya-navek-rossijskogo-uchenogo.html
  • student.bystrickaya.ru/22-dohodi-za-vichetom-rashodov-po-operaciyam-s-finansovimi-aktivami-ocenivaemimi-po-spravedlivoj-stoimosti-cherez-pribil-ili-ubitok.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-o-protivodejstvii-korrupcii-v-kirovskoj-oblasti-na-2010-2012-godi.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-specialnosti-1-21-80-07-prikladnaya-i-matematicheskaya-lingvistika-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060105-stomatologiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/gavrilov-b-idolina-smerti-tragediya-i-podvig-2-j-udarnoj-armii-stranica-17.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-kodeks-marketingovih-issledovanij-kodeks-esomar.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-kotoruyu-on-rasskazival-sebe-sam.html
  • shkola.bystrickaya.ru/subekti-trudovogo-prava-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-zakupka-literaturi-g-groznij-2010-g-obshie-svedeniya-o-konkurse-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-meshkov-bila-vinesena-za-paru-chasov-do-nashego-prihoda-odnako-chto-to-serbskij-dnevnik-russkogo-dobrovolca-1993-1999.html
  • student.bystrickaya.ru/1-2006-samara-s-237-245.html
  • writing.bystrickaya.ru/akurit-mozhno-bilo-vse-chto-ugodno-razlichnie-travi-listya-i-korni-obladayushie-lechebnim-ili-odurmanivayushim-effektom-glavnoe-otlichie-kalyana-ot-drugih-prispo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.