Адаптивная технология и ее применение в учебном процессе
.RU

Адаптивная технология и ее применение в учебном процессе


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 169 Дзержинского района


Адаптивная технология и ее применение в учебном процессе.


Автор: Иванова Лидия Себастьяновна, учитель математики высшей квалификационной категории.


Новосибирск, 2008 г.

Анализируя свою педагогическую деятельность, учитель математики пришла к выводу, что если традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определенной системе социальных ценностей, то перемены в обществе и образование привели к возникновению новой образовательной парадигмы, ориентированной на ученика как личность. Ученик стал центром общеобразовательного процесса.

Современное общество заинтересованно в выпускниках школ, которые

Решить эти задачи может личностно-ориентированное обучение, которое предусматривает дифференцированный подход с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. В русле этого направления мною, учителем математики, осуществляется внедрение адаптивной технологии, рассчитанной на каждого конкретного ученика.

Концептуальной основой адаптивной технологии, по мнению Г. Ю. Ксензовой является утверждение «Человек – это саморазвивающаяся система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через сознание и свою душу». Адаптивная технология перестраивает отношения между учителем и учеником, обеспечивая учет индивидуальных психофизических особенностей школьника. В своей работе, руководствуясь данной технологией, хочется видеть в каждом ученике неповторимого индивидуума со своими, только ему присущими особенностями. Своей целью я ставлю: помочь учащимся различного уровня получить и освоить знания, а также научить их обогащать и развивать полученные знания.

Наша школа находится в микрорайоне частного сектора, поэтому много семей малообеспеченных, неполных, неблагоприятных семей, семей разных национальностей, есть семьи, которые не занимаются воспитанием своих детей, и есть учащиеся, состоящие на учете в КДН.

Учитывая такой контингент учащихся в школе созданы:

В ближайшие годы контингент учащихся не изменится, поэтому возникла проблема обучения всех и каждого, которую может решить адаптивная система обучения.

Школьники должны уметь самостоятельно приобретать и совершенствовать знания от этого зависит успешность обучения.

Идея самоутверждения, самоопределения ученика должна присутствовать в образовании. Наша страна богата талантливым людьми, задатки самостоятельного мышления есть у многих, все зависит от создания условий для их развития. Отставание в учебе, неуспеваемость вызваны неумением учиться. Как сделать так, чтобы у ученика не витали мысли, чтобы он был активным на уроке, включенным, сосредоточены? Этого можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поиском, экспериментированию, использованию необходимых приемов и средств, для того, чтобы он мог сформировать собственный стиль учения, отвечающий его потребностям, в котором он утвердился бы как личность.

Как альтернатива традиционному обучению возникла адаптивная система обучения (АСО), описанная в книге А. С. Границкой «Научить думать и действовать» (М.: Просвещение, 1991 г.), которую я использую в своей работе. Ею разработана система обучения разным предметам, которая обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям школьников. Конечной целью являются овладение учебной деятельностью с внутренним самоконтролем.

Основной целью работы считаю создание условий для высокой степени обученности детей различного уровня.

Обученность - наличный запас знаний, умений и навыков.

Чтобы повысить степень обученности, необходим индивидуализировано–дифференцированный подход в обучении.

Необходимо оказывать поддержку и помощь каждому ученику, а также рассматривать включенность ученика в учебный процесс как результативную цель.

В условиях адаптивной технологии индивидуальная работа строится учителем один на один без привлечения внимания других. Все замечания учителя произносятся с глаза на глаз, что не травмирует ученика, так как их не слышат учащиеся, занятые самостоятельной работой.

Я рассчитываю время, отводимое на каждого ученика при работе по теме по формуле: ↑ИР(ЧТ*20мин.) / Ч уч., заимствованной у Батан Л.Ф.(доцент кафедры в НИИПКи ПРО), где ЧТ - число часов по данной теме, ИР- время для индивидуальной работы, Ч уч- число учащихся в классе, 20 мин – время, которое отводится для самостоятельной работы на каждом уроке.

На каждого ученика ведется карточка учета индивидуальной работы.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель математики, дает творческие задачи по группам:

  1. составить кроссворд,

  2. викторину,

  3. задачу с рациональным решением,

  4. реферат,

  5. написать сочинение.

Преимущество АСО в том, что происходит резкое увеличение самостоятельной работы учащихся на уроке и совмещение индивидуальной и самостоятельной работы.

Как организуется самостоятельная работа? Это деятельность в разного вида парах: статической, динамической, вариационной.

Статическая пара.

Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. Её хорошо использовать при изучение нового материала, при проверке заданий с адаптацией

Динамическая пара.

Это малая группа за соседними партами (каждый работает с каждым, трижды меняя партнера). Её использование возможно при изучении дополнительного материала. Общее задание делится между членами группы, каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Затем обобщаются и систематизируются знания. Взаимодействие учащихся происходит в 3 такта:



I такт II такт III такт

Вариационная пара.

Каждый ученик готовит карточку с вопросами, заданиями по какому-либо блоку материала. На обороте приводятся решения заданий карточки. Учитель проверяет решение заданий. Работа проводится в 3 такта:

  1. Работа с рядом сидящим учеником. Каждый опрашивает устно соседа, сверяя решение с проверенным.

  2. Поворот к новому партнеру. Работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает с партнером по карточке, по которой был проверен.

  3. Работа с прежним партнером, но уже по новой карточке.

Вариационную пару удобно использовать на уроках практикумах по решению задач.

Достоинство этой технологии в том, что на уроке занят каждый ученик, пассивных и скучающих учеников нет.

Адаптивная технология предусматривает введение двух стандартов образования: стандарта обязательной (общеобразовательной) подготовки, которого должен достичь каждый школьник, в том числе и учащийся коррекционного класса, и стандарта дополнительной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик. Особенностью отбора учебного материала является то, что он структурируется в крупные блоки (чем меньше блоков, тем больше экономится времени).

ЧО1 – чтение обязательной литературы.

ЧД – чтение дополнительной литературы.

При этом содержание должно отвечать следующем критериям:

(Л. Ф. Батан. Развитие в адаптивной технологии обучения. Курс лекций. Новосибирск, 2002, с 22)

При работе в адаптивной технологии разрешается ученикам самим выбирать, на каком уровне они будут осваивать материал.

«3» - ОУ (обязательный уровень) – простое многократное повторение, умение указать основные понятия, правила, иногда составить конспект.

«4» - ПУ (продвинутый уровень) – умение работать по готовому плану или составить свой план.

«5» - ТУ (творческий уровень) – умение разрешать проблемные ситуации.

Другим не менее важным средством обучения, который применяется учителем-математиком, является компьютер. Он дает возможность быстрого поиска большого объема информации, работа всегда имеет положительный результат за счет помощи, которая имеется в компьютере, происходит усиление мотивации, быстрый и объективный контроль, индивидуализация и дифференциация обучения.

Применение этих средств позволяет педагогу обеспечить оценочную и контролирующую деятельность и решать следующие задачи:

Система занятий адаптивной технологии довольно обширна, кроме перечисленных организационных форм я использую:

Большое место отводиться рефлексии. Контроль осуществляю в трех видах:

  1. входной контроль, продуманная система вопросов и заданий необходимая для изучения все темы. Формы проведения использую различные – тестирование, самостоятельная работа, математический диктант, обязательная проверка всех учащихся с последующей коррекцией;

  2. текущий контроль – после изучения крупных блоков предлагаю разноуровневую самостоятельную работу;

  3. выходной контроль – в конце четверти, полугодия провожу итоговые контрольные работы, зачеты, тесты разного уровня.

На первых порах работы в адаптивной системе у некоторых учащихся получался большой разрыв между самооценкой и итоговой оценкой, затем колебания стали незначительны.

Положительное воздействие оказывает работа с компьютером, результаты оцениваются объективно, если не получается, то ученик может получить быструю помощь. Контроль в данной технологии проводиться в доброжелательном русле, основанном на доверии. Ученик может выступать как в роле контролируемого, так и в роле контролирующего, не только оценивает работу товарища, но и помогает ему найти ошибку, оказать помощь, воспитывает товарищеское отношение друг другу.

Формы коррекции знаний, используемые мною достаточно разнообразны:

Всё это позволяет дать учащимся более объёмные и прочные знания.

При использовании в обучении адаптивной технологии в конечном итоге учащийся сам определяет, на каком уровне он будет изучать математику, какого уровня знания будет выполнять, какую за это получит оценку. При работе в адаптивной технологии у учащихся появляется стремление выполнять задания более высокого уровня, значит, и усвоить математику в большем объёме:

Выбор заданий учащимися

2003 - 2004 уч. год

9 класс (24ч.)

2004 – 2005 уч. год

10 класс (25ч.)

2005 - 2006 уч. год

11 класс (26ч.)

ОУ

12

13

11

ПУ

10

9

12

ТУ

2

3

3

Качественная успеваемость.

50%

48%

58%

При работе учащиеся, особенно в классах коррекции, не испытывают дискомфорта, сами выбирая уровень обучения, устанавливается психологическая обстановка.

После обследования психолога выявлено:

Уровень тревожности

2003 - 2004 уч. год

9 класс (24 ч)

2004 - 2005 уч. год

10 класс (25 ч)

2005 - 2006 уч. год

11 класс (26 ч)

Высокий

30%

15%

10%

Средний

56%

35%

24%

Низкий

14%

50%

66%

Таким образом, мои выпускники, получая более прочные знания по математике, увереннее поступают в технические вузы и техникумы.

Выпуск 1998г

Выпуск 2002г

Выпуск 2006г

52%

67%

74%

Повышается мотивация на изучение предмета, ученики стараются не пропускать уроки.

Адаптивная технология имеет здоровьесберегающую основу, ученики меньше болеют.


Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение адаптивной технологии в обучении учащихся классов коррекции, в частности, на уроках математики, дает учащимся не только более прочные знания по предмету, но и решает ряд специфических для данного континента учащихся проблем, а именно:

  1. снижает уровень тревожности, чувства вина, страха, враждебности вследствие смены ощущения собственной интеллектуальной несостоятельности учащихся класса VII вида на чувство уверенности в себе в учебной деятельности;

  2. повышает уровень учебный мотивации и производительность поведения (учащиеся меньше пропускают уроки ,стараются выполнять все требования и пожелания учителя );

  3. повышается уровень познавательных процессов вследствие использования многосенсорности обучения и повышения уровня учёбной мотивации.

Адаптивная технология полностью оправдывает себя в обучении учащихся на всех уровнях.

Она даёт не только прочные знания по предмету, повышает уровень учебный мотивации, уровень познавательных интересов, даёт возможность более одарённым и способным учащимся решать нестандартные задачи, а учащимся коррекционных классов достигать повышенного уровня.


Библиография

  1. Батан Л. Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения. Курс лекций. Новосибирск, 2002 г.

  2. Батан л. Ф. Новые информационные технологии. Курс лекций. 2003 г.

  3. Батан Л. Ф. организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения. Новосибирск, 1998 г.

  4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. Москва, 2001 г.

  5. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Москва, 1983 г.

  6. Границкая А. С. Научись думать и действовать. М., Просвещение, 1991 г.

  7. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1989 г.

  8. Комченко А. К. Энциклопедия педагогических технологии. СПб., КАРО, 2002 г.

  9. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Министерство образования РФ. М., Дрофа, 2002 г.

9-.html
9-10-aprelya-2012-g-provodit-iii-mezhdunarodnuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu.html
9-13-izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie-sistemi-sistemi-resheniya.html
9-30-plenarnoe-zasedanie-3-zimnyaya-shkola.html
9-address-editor-zaporozhye-sech-to-their-fellow-countrymen-dmitry-medvedev-vladimir-putin-and-alexei-dymov.html
9-alkogol-i-alhimiya-duha-pisha-bogov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-obshego-imushestva-suprugov-temi-referatov-po-nomeru-studencheskogo-bileta-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-ozyorsk-uo-administracii-g-ozyorska-mou-sosh-38-2004-281-s-stranica-19.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/-normirovannaya-k-edinice-ocenka-po-mu-metodologicheskie-osnovi-sozdaniya-integrirovannih-sistem-bibliotechno-informacionnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-obshestvennoe-dvizhenie-zelyonie-zhurnal-samizdat.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primenenie-pravila-zolotogo-secheniya-pri-issledovanii-zhurnalistskogo-teksta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernoe-soderzhanie-i-obshaya-struktura-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-discipline-finansovij-menedzhment.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-sistemi-vospitatelnoj-raboti-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadacha-15-zadacha-13-ploskoe-napryazhyonnoe-sostoyanie-v-tochke-i-prochnost.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gradostroitelnij-kadastr.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-dlya-uchashihsya-10-h-klassov-vklyuchaet-razdeli-audirovanie.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktualnoe-proshloe-moskovskaya-rus-v-istoricheskoj-pamyati-rossijskogo-obshestva-i-trudah-s-f-platonova.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trojnie-povtori-v-zhitii-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/groshova-sistema-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-vtoroj-mirovoj-vojni-dlya-velikobritanii-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-v-shvedova-t-l-vasileva-z-a-koshevaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/student-izuchivshij-disciplinu-dolzhen-znat-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-problemi-novejshej-istorii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/baza-dannih-muzikalnogo-magazina.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-detej-iz-fonda-petrovoj-prozvuchit-muzika-nadezhdi-nezakonnaya-zhizn-21.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gonosomnie-hromosomnie-bolezni.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-strategicheskogo-razvitiya-ippst-2010-2014-gg.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-podgotovka-organizacii-k-podboru-kadrov-kadrovij-menedzhment-v-turizme.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statisticheskaya-termodinamika-aktualnie-voprosi-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/povest-o-brazhnike-v-rukopisnoj-tradicii-xvii-nachala-xviii-v-evolyuciya-drevnerusskogo-chetego-sbornika-kak.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-psihologiya-detsko-roditelskih-otnoshenij-e-i-zaharova-.html
  • esse.bystrickaya.ru/radiaciya-drug-ili-vrag.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vsemirnaya-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/odin-iz-tvorcov-rossijskogo-torgovo-promishlennogo-mira.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-osnovnih-izmenenij-v-zakonodatelstve-novoe-v-buhgalterskom-uchete-i-nalogooblozhenii-dokumenti-poluchennie-za-period-20-02-2012.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tabachnij-tuman-obmana-urok-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-respublikanskom-konkurse.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-hozyajstva-materiali-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-18-fevralya-3-marta-2008g-mahachkala-2008-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/infrakrasnoe-izluchenie-ik.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vipusk-ot-16-marta-2012-goda-voprosi-i-otveti-po-buhuchyotu-i-nalogooblozheniyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/112osnovnaya-obrazovatelnaya-programma24020265-himicheskaya-tehnologiya-i-oborudovanie-otdelochnogo-proizvodstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vishnyakov-a-p-komitet-po-prirodopolzovaniyu-ohrane-okruzhayushej-sredi-i-obespecheniyu-ekologicheskoj-bezopasnosti-sankt-peterburg.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.