.RU

Ангел. Да, красиво... и необычно... Жаль, что его не построили. ^ Папа - Я пришел



Ангел. Да, красиво... и необычно... Жаль, что его не построили.

^ Папа. Жаль.

Ангел (Гвидо). Вы должны гордиться вашим отцом.

Гвидо. Я горжусь.

Папа. Построили бы его – было бы чем гордиться. А так...

^ Ангел. Может еще построят. (Короткая пауза) Спасибо. Мне надо идти.

Папа. Выпадет свободная минута – забегай на пару партий.

Ангел. Обязательно. До свидания.

Гвидо. До свидания.


Ангел уходит.


Гвидо. Поздравляю.

Папа. С чем? Тридцать лет прошло. Уже все другое: другой стиль, другие технологии... Время ушло. (Короткая пауза) Он никогда не будет построен.

Гвидо. Все равно здорово, что они его напечатали – останется в истории архитектуры.

^ Папа. Не останется. В истории остается только то, что реализовано.

Гвидо. Я всегда тебя хотел спросить, но мне было неловко...

Папа. Валяй, спрашивай.

Гвидо. Ты и мама всегда говорили, что он не был построен потому, что ты опередил время – что строители не были к этому готовы. Но мне почему-то всегда казалось, что вы что-то недоговариваете.

^ Папа. В каком смысле?

Гвидо. Не знаю, но у меня возникало подозрение, что причина в чем-то другом.

Папа. Я всю жизнь хотел просто заниматься творчеством. Мне казалось, что важнее этого ничего на свете нет. Когда заканчивал институт, мне хотелось проектировать замки, дворцы, небоскребы. Мой диплом был лучшим на курсе. А когда начал работать, был вынужден проектировать трансформаторные станции и автобусные остановки. (Короткая пауза) Но дома я продолжал работать над своими идеями. Этот проект небоскреба победил на двух конкурсах, и его приняли к строительству. Меня вызвал в мэрию однокурсник, который к тому времени стал большим чиновником. Я знаю, у него был свой протеже, а строительство моего небоскреба было ему невыгодно. Он предложил мне сделку. Я должен был отказаться от своего проекта, признав, что в нем есть конструктивные ошибки. В обмен на это он предложил мне огромный проект по серийному жилому строительству.

^ Гвидо. Ты не мог отказаться?

Папа. Мог, но серийное жилое строительство – это огромные гонорары, а нам тогда нужны были деньги. Я решил, что небоскреб подождет, и согласился.

^ Гвидо. Согласился похоронить свою мечту?

Папа. Я думал, что впереди у меня еще много небоскребов...

Гвидо. А на самом деле ты смалодушничал и пошел на компромисс.

Папа (после паузы). Да. И я стал архитектором типовых жилых домов. (Короткая пауза) Потом мне исполнилось сорок, и я захотел свой дом. В смысле... для нашей семьи. Но не типовой... Я прекрасно его себе представлял – особняк с тремя смещенными уровнями... терраса и бассейн... садовый камин...

^ Гвидо. Но ты и его не построил. Как-то не вяжется твой пафос с теми будками, которые ты проектировал.

Папа. Знаешь что, дорогой мой, в этих будках, как ты позволяешь себе выражаться, живут люди! До сих пор живут! Или ты считаешь, что жить без квартиры лучше, чем в квартире скромной? Только не говори, что они там живут плохо. Живут! Женятся, рожают детей... (Короткая пауза) Что делать, если время требовало... будки! Я же не в семнадцатом веке родился... (Короткая пауза) Да ты тоже, знаешь... учился одному, а занимаешься совсем другим!

^ Гвидо. Да, другим! Я кажется повторяю твой путь! Наверное, это наследственное...

Папа. Не обвиняй меня в своем конформизме! Если бы хотел стать художником – стал бы!

^ Гвидо. Если бы ты хотел построить небоскреб – построил бы!

Папа. Ну, да... (Пауза) Знаешь, не могу сказать, что ты меня сильно удивил... Я чувствовал... Твой вечный протест...

^ Гвидо. Если чувствовал, почему никогда не говорил со мной? Почему ты из всех педагогических методик всегда выбирал одну – бойкот?!

Папа. Чего ты хочешь от меня сейчас? Раскаяния? Признания?! Чего?!

^ Гвидо. Я всегда хотел от тебя искренности!

Папа. Я всегда говорил тебе правду.

Гвидо. Всегда?

Папа. Всегда.

Гвидо. Ты только что, впервые в жизни, рассказал мне правду про этот свой небоскреб.

^ Папа. Я не рассказывал, чтобы ты меня не жалел... и не повторил моей ошибки...

Гвидо. А тогда, когда назвал мою живопись «мазней», ты тоже говорил правду?!

Папа. Мазней?! Когда? (Короткая пауза) Не знаю, может я перегнул тогда немного... не знаю... Но твои работы были тогда, скажем так... заурядными. Понимаешь?.. За-у-ряд-ны-ми! Это хуже, чем плохими.

^ Гвидо. И поэтому ты назвал их «мазней»?

Папа. Просто я не хотел вносить смуту в твою голову... Хотел оградить тебя от иллюзий, чтобы ты не стал еще одним несчастным художником...

^ Гвидо. А ты не допускал, что после твоих слов со мной могло произойти что-нибудь ужасное?!

Папа. Из-за нескольких не очень удачных работ?

Гвидо. Видишь, ты уже не называешь их «мазней»!.. Теперь они просто «не очень удачные»!.. Всю жизнь задавался одним вопросом: почему я не стал художником? И находил только один ответ: потому что этого не захотел ты.

Папа. А что плохого в том, что ты стал рекламщиком? У тебя прекрасный бизнес, ты твердо стоишь на ногах, зарабатываешь большие деньги... Твои идеи публикуются в лучших журналах и мозолят мне глаза со всех рекламных щитов в стране. Кого и в чем ты обвиняешь?

^ Гвидо. Они «мозолят глаза» не только тебе...

Папа. По-моему, ты всегда радовался этому. Радовался и гордился. Ты выкладывал эти журналы на все столы в нашем доме, чтобы нам с матерью «утереть нос»... Так в чем я виноват, скажи?! В том, что ты хотел стать космонавтом и не стал им?!

Гвидо. Для тебя мои мечты всегда были блажью. Блажью, и ничем больше! А вся семья должна была думать только о том, как ты себя чувствуешь; о твоих командировках; о твоей изнуряющей работе; о твоем самочувствии...

Папа. Хорошо, тогда я спрошу тебя: почему ты, заработав кучу денег, не занялся живописью? Ты мог нанять лучших педагогов в стране, купить все необходимое... Мог запросто оплачивать даже аренду выставочных залов. Да все что угодно! Ты не делал этого, а радовался тем деньгам, которые сыпались тебе на голову!

^ Гвидо. Они не «сыпались», как ты выражаешься, – я их зарабатывал!

Папа. Зачем ты их зарабатывал?!

Гвидо. Чтобы чувствовать себя независимым... спокойным за свое будущее... за будущее моей семьи...


Пауза


^ Папа. Скажи... неужели ты всю жизнь помнил эту ерунду... ну, про «мазню»?

Гвидо. Это не ерунда. Я не мог ее не помнить, папа. У меня было ощущение, что я тогда умер.

Папа. Ты знаешь... в общем... я может был не прав тогда... Даже точно – был не прав. Прости. (Короткая пауза) Я был уверен, что с тобой надо... ну, пожестче что ли...

^ Гвидо. Как тогда в школе, когда ты залепил мне пощечину?

Папа. Я?!

Гвидо. Ну, не мама же...

Папа. Чушь какая-то...

Гвидо. Ты что же, не помнишь этого?

Папа. Я?! Пощечину?!

Гвидо. Забудем... (Короткая пауза) Хотя, я вижу, ты и так забыл...


Пауза. Гвидо закрывает глаза, некоторое время молча сидит.


Гвидо. Мечтаю вернуться в один день...

Папа. В какой?

Гвидо. Ты его вряд ли помнишь... (Короткая пауза) Мы отдыхали на море. Ты учил меня плавать. Мама стояла на берегу с таким большим голубым полотенцем... ждала нас...

^ Папа. Почему... я помню...

Гвидо. Я тогда обгорел на солнце, и мама мазала мне спину кремом...

Папа. Я помню.

Гвидо. Потом мы шли в гостиницу по пляжу вдоль моря... Вы с мамой с двух сторон держали меня за руки... Я подпрыгивал, зависая в воздухе, и корчил рожицы, а вы с мамой смеялись...

^ Папа. Я помню.

Гвидо (после паузы). Папа... Пап, ты меня слышишь?

Папа. Конечно слышу.

Гвидо. Почему мы никогда не говорили с тобой вот так?.. Ну, вот так, как сейчас. (Короткая пауза) Ты помнишь, как я приходил к тебе в кабинет и спрашивал: «Папуля, почему ты грустный? У тебя что-то не так? У тебя неприятности на работе?»... Ты помнишь, что отвечал мне? Помнишь?

^ Папа. Не помню...

Гвидо. Ты всегда отвечал мне: «Ты еще маленький»... «ты еще маленький»... И гладил меня по голове... А я видел все... Все... Твои нервные телефонные разговоры, конфликты на работе, твое одиночество, твое равнодушие... Все видел... И понимал, что ты можешь умереть от всего этого... И, ты знаешь, я всегда хотел тебе помочь... Всегда... А ты только говорил: «ты еще маленький»... А потом совсем замолчал...

Папа. Да, потом замолчал... Потому что мне уже нечего было тебе сказать... Ты сам к тому времени прожил все то же самое... По-моему, абсолютно то же самое... (Короткая пауза) А я хотел, чтобы ты от меня отличался... Я понял, что ты изменишься, только если я сам изменюсь... (Короткая пауза) А я измениться уже не мог... (Подходит к полке) Ты думаешь я слепой? Думаешь, я не вижу, что она убогая... что цвет у нее ужасный... Все я вижу...

Гвидо. Брось, нормальная полка...


Гвидо подходит к двери, открывает ее и уходит в следующую комнату.


Комната шестая. Синяя


^ В комнате разбросаны вещи. На стенах наклеены постеры из журналов и фотографии. Перед книжной полкой стоит Мария. В комнату входит Гвидо.


Мария. Папа! Привет! Ты прилетел! Как здорово!


^ Мария подбегает к Гвидо, обнимает его и целует.


Гвидо. Так ты жива-здорова...

Мария. Да. Все в порядке...

Гвидо. Что случилось?! Может быть, объяснишь что-нибудь...

^ Мария. Да не волнуйся ты так. Сейчас расскажу...

Гвидо. Так для моего волнения все-таки есть повод?

Мария. Я соскучилась.

Гвидо. Соскучилась?

Мария. Соскучилась.

Гвидо. То есть, ты соскучилась, и поэтому сказала «срочно прилетай»?

^ Мария. Ну, в общем-то, да.

Гвидо. Ты не можешь без сюрпризов. Если человек жив и здоров, он не должен говорить «срочно прилетай». Достаточно сказать «мне нужна ваша помощь»... Если человек говорит «срочно прилетай», можно подумать, что его жизни что-то угрожает.

^ Мария. Если бы я не сказала «срочно», ты бы не прилетел. Правда?

Гвидо. Почему?

Мария. Потому что я твоя дочь и тебя слишком хорошо знаю. Прилетел бы, дай Бог, через пару месяцев.

Гвидо. Я на самом деле думал, что с тобой что-то случилось. Ты ничего не объясняешь по телефону, а только умоляешь, чтобы я прилетел... Я испугался, прилетел... (Пауза) Ты все время пытаешься меня напугать. Тебе не стыдно?

^ Мария. Как мне может быть стыдно, если я просто захотела тебя видеть.

Гвидо. Ты что, издеваешься надо мной?! Я ничего не понимаю. Ты здесь уже третий год... Минимум раз в полгода прилетаешь домой на каникулы, мы постоянно общаемся по телефону... Не верю я в это «соскучилась»...

^ Мария. Ну, ты же знаешь, что люди меняются...

Гвидо. Понятно – ты хочешь бросить и академию искусств. Куда теперь ты намереваешься отправиться? Какая шальная идея посетила тебя на этот раз?

^ Мария. Да нет, ты совсем не о том. Я не собираюсь бросать академию.

Гвидо. Проблемы с деньгами? Но для этого мне совершенно не нужно было бросать все и...

Мария. Да нет, пап, с деньгами все в порядке. И с учебой все отлично – здесь потрясающе! Я не собираюсь бросать академию. Это то, о чем я мечтала. Мне даже дали стипендию. Представляешь? Плюс продала четыре работы на панели.

^ Гвидо. Где?!

Мария. На панели. Не пугайся. Это на сленге площадь, где художники сами продают свои картины.

Гвидо. Потрясающе.

Мария. Не самое удачное название, но суть схвачена верно.

^ Гвидо. Я рад тебя видеть, рад, что у тебя все хорошо, но мне не нравится, что ты от меня что-то скрываешь. И я догадываюсь что.

Мария. Давай проверим твою проницательность.

Гвидо. Ты ждешь ребенка.

^ Мария (с иронией). Как ты догадался?

Гвидо. С трудом.

Мария. Нет, что ты... Еще нет...

Гвидо. Еще?! Ты хочешь сказать, что уже есть от кого?

^ Мария. Всегда есть от кого. Что ты разволновался?

Гвидо. Ну, говори... Я чувствую, что все это не просто так.

Мария. Да нет, я только хотела тебе сказать, что у меня есть... бойфренд.

Гвидо. И ты заставила меня сюда прилететь, чтобы об этом сказать?

^ Мария. Ну, примерно так...

Гвидо. О своих прежних ухажерах ты так официально не сообщала. На этот раз все так серьезно?

Мария. Ну, в общем-то, да. Мы с ним помолвлены.

Гвидо. Ого! Ты хочешь сказать, что скоро ты меня познакомишь с будущим зятем?

^ Мария. Ну, в общем, да.

Гвидо. Хорошо. Он тоже художник?

Мария. Нет.

Гвидо. Хорошо. Чем занимается?

Мария. Историей мировой культуры.

Гвидо. Хорошо, хоть не рок-музыкант. Кто родители?

^ Мария. Папа – директор маленькой юридической компании, а мама умерла.

Гвидо. Поздний ребенок?

Мария. Да нет, обычный ребенок...

Гвидо. Ну, рассказывай... Что я из тебя клещами тяну?

Мария. Ну, подожди...

Гвидо. Значит, он учится на искусствоведческом...

^ Мария. Преподает.

Гвидо. Неплохо. Аспирант?

Мария. Нет. Профессор.

Гвидо. Профессор?

Мария. Профессор. Преподает у нас историю мировой культуры.

^ Гвидо. Сколько ему лет?

Мария. Он моложе тебя... на год.


Пауза


Гвидо. Вот уж что в голову не могло придти... И как ты это себе представляешь?

Мария. Что?

Гвидо. Что «что»?! Вашу жизнь. Он старше тебя ровно вдвое.

Мария. Ну и что?

Гвидо. Ну и то! Он мой ровесник! Зачем тебе это надо?!

^ Мария. Я знала, что ты так отреагируешь.

Гвидо. А как, по-твоему, я должен отреагировать?! Что бы ты сказала, если бы узнала, что у меня роман с твоей ровесницей?!

^ Мария. Прекрасно! Только маму жалко.

Гвидо. А мне жалко тебя! Он женат, да?

Мария. Разведен.

Гвидо. И вы уже успели обручиться?

Мария. Да.

Гвидо. Когда тебе исполнится сорок, и ты будешь молодой цветущей женщиной, ему стукнет шестьдесят пять.

^ Мария. Зачем ты смотришь на сто лет вперед? Мы живем сегодня. (Короткая пауза) Я живу сегодня!

Гвидо. Вас еще никто не принимал за отца с дочерью?

^ Мария. Нет!

Гвидо. Будут! Обязательно будут! Это будет продолжаться всю вашу жизнь... (Короткая пауза) Конечно, ему это будет льстить!

Мария. Прекрасно! И мне это будет льстить!

Гвидо. Ты думала о том, как мы с мамой будем выглядеть рядом с твоим... (Короткая пауза) Может быть, ты захочешь, чтобы мы называли его сыном?!

Мария. Я не могу сейчас прилететь домой... Но я хотела тебя увидеть... именно тебя... Я хотела, чтобы ты меня понял и поддержал... Хотела увидеть, чтобы все рассказать... Мне нужен твой совет... Понимаешь?.. Совет, а не лекция о несоответствии возрастов в любви...

Гвидо. Тебе не совет мой нужен... Ты всегда ставила нас с мамой перед фактом... Сначала делала, а потом спрашивала... Не совет тебе нужен, а одобрение твоих действий...


^ Раздается звонок входной двери.


Гвидо. Это он?

Мария. Не знаю.


Раздается еще один звонок входной двери.


Мария. Нет, это не он. Он на лекциях. Наверное это пицца. Я заказала для нас с тобой.


^ Мария подходит к двери и открывает ее. Входит Ангел – он держит в руках две коробки с пиццей, на руке висит мотоциклетный шлем.


Ангел. Signorina, signore, ecco la vostra pizza...

^ Мария. Grazie. Quanto Le devo?

Ангел. Ecco il conto.


Мария берет чек, достает из кошелька деньги и расплачивается с Ангелом.


Ангел. Spero che la nostra pizza vi migliorerà l'umore. Grazie. Arrivederci.

Мария. Arrivederci!


Ангел уходит.


Гвидо. Что он сказал?

Мария. Пожелал, чтобы их пицца улучшила нам настроение.

^ Гвидо. Как его зовут?

Мария. Откуда я знаю.

Гвидо. Ты даже не знаешь как его зовут?!

Мария. Откуда я могу знать имя разносчика пиццы?

Гвидо. О, Господи! Я про твоего жениха.

Мария. Маттео.

^ Гвидо. Маттео. (Короткая пауза) У тебя есть вино?

Мария. Конечно.


Мария достает бутылку вина и штопор. Гвидо открывает вино и разливает его по бокалам. Они садятся на диван, и открывают коробки с пиццей.


^ Гвидо. Пицца – это хорошо... Ничего не ел в самолете...

Мария. Я тоже жутко голодная.


Пауза


Мария. Пап, спасибо что ты прилетел... (Короткая пауза) Я тебя люблю.

Гвидо. Ты не представляешь, как я волнуюсь за тебя.


^ Они делают по глотку вина и начинают есть пиццу.


Гвидо (откусывает кусок пиццы). Отличная пицца!


Мария подносит ко рту кусок пиццы, и откладывает его обратно в коробку.


Гвидо. Почему ты не ешь?

Мария. Я же их просила... просила не класть эти специи...

^ Гвидо. Ты же их всегда любила.

Мария. А сейчас меня от них тошнит.


Пауза. Гвидо прекращает есть.


Гвидо. Наверное, ты хотела мне еще что-то сказать.

^ Мария (после паузы). Да... хотела... У меня будет ребенок.


Пауза


Гвидо. Его ребенок?

Мария. Да.

Гвидо. Он знает?

Мария. Да. (Короткая пауза) Уже четвертый месяц... У меня так изменился вкус... Теперь специи терпеть не могу...

^ Гвидо. Я понял. Мальчик, девочка?

Мария. Мальчик.

Гвидо. Да... Мой внук... (Короткая пауза) Я очень хотел сына...

Мария. Вместо меня?

Гвидо. Нет, что ты... после тебя... И мама хотела... А мне все казалось, что не время... Ты была маленькая... Все время мне казалось, что ты была маленькая... А вдруг, раз, и выросла... Как-то быстро выросла... за один день...


^ Мария целует его в щеку.


Гвидо. Знаешь, я впервые ощутил нехватку семьи в тридцать пять лет... Был в командировке... Однажды вечером стало так тоскливо... Я жутко заскучал без мамы, без тебя... Спустился в бар, выпил четыре виски – одно за другим... Потом поехал в аэропорт и улетел домой. На тот момент мне было плевать – уволят меня или нет... как буду оправдываться... Кошмар.

^ Мария. Чем закончилось?

Гвидо. Прилетел домой... Мама удивилась, обрадовалась... Ты уже спала...

Мария. А на работе?

Гвидо. На работе никто ничего не понял: сидел всю ночь, вовремя сдал отчет...

^ Мария. Смешно.

Гвидо. Смешно.


Пауза


Мария. Хочешь, покажу тебе чудо?

Гвидо. Не надо, сегодня чудес достаточно.

Мария. Это прямо здесь – за окном.

Гвидо. Не хочу. Когда рядом оказывается больше, чем один итальянец, я испытываю чуство тревоги.

Мария. Да там нет итальянцев. Там вообще никого нет. Для этого нужно сделать всего два шага. Идем на балкон.


^ Мария берет за руку Гвидоа и тянет его к балкону.


Мария. Ты что, боишься высоты?

Гвидо. Да, я боюсь высоты.

Мария. Даже предположить не могла, что ты у меня чего-то боишься!


^ Они выходят на балкон.


Мария. Смотри.

Гвидо. Куда?

Мария. Туда.

Гвидо. Как красиво! (Короткая пауза) Это она?

Мария. Она.

Гвидо. Интересно, отсюда кажется, что она стоит прямо.

Мария. В том-то и дело! Поэтому я и сняла эту квартиру. Когда читаю в газетах или вижу по телевизору людей, которые рассуждают о том, падает она или нет, я выхожу на балкон и вижу, что она стоит прямо. Я – единственный человек в мире, который не озабочен ее падением.

^ Гвидо. Здорово.

Мария. Она так устроена: снаружи галереи а внутри лестница. Если подниматься по лестнице без остановки – скоро достигнешь верха... Но это не интересно. Интересно выходить на каждом уровне и делать круг по наружной галерее...

^ Гвидо. Зачем?

Ангел. Тогда ты видишь, как с каждым витком предметы и люди становятся все мельче, а небо и птицы – все ближе.

Гвидо. Ты все-таки неисправимый романтик.

Мария. Ну и хорошо... Хоть какое-то время побуду романтиком... (Короткая пауза) Я хочу тебя познакомить с Маттео. Мы хотим сегодня пригласить тебя на ужин.

^ Гвидо. Я...

Мария. Ты остановишься у меня? А-а, ты без чемодана – значит уже в каком-то отеле...

Гвидо. У меня...

Мария. Мы за тобой заедем...

Гвидо. У меня самолет через два часа... (Смотрит на часы) Уже даже меньше...

Мария. Как?

Гвидо. Я прилетел к тебе всего на три часа.

Мария. Ты что, уже уходишь?

Гвидо. Да. Мне уже пора.


^ Гвидо целует Марию, подходит к двери, открывает ее и уходит в следующую комнату.


Комната седьмая. Белая


В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит перед собой, размышляя о чем-то. Из левой двери появляется Гвидо. Какое-то время он стоит молча.


^ Гвидо. Привет. Я пришел.

Ангел. Простите?

Гвидо. Пришел я, говорю.

Ангел. А-а, привет. Пришел, значит?


Гвидо присаживается рядом с Ангелом и смотрит перед собой.


Ангел. Ну, как тебе?

Гвидо. Что ты имеешь в виду?

Ангел. Да вообще.

Гвидо. «Вообще» – хорошо.

Ангел. Понравилось?

Гвидо. Что именно?

Ангел. Все.

Гвидо. По-разному... Что-то понравилось, что-то – нет.

Ангел. Что понравилось?

Гвидо. Спагетти понравились... с сыром. На машине понравилось ехать поздно вечером по пустынному шоссе. Еще понравилось купаться в море на закате... и на восходе тоже. Сок свежевыжатый очень понравился, особенно киви с апельсином. (Короткая пауза) Вспомнил: понравилось в ванной сидеть с женой, чтобы много пены... и рассуждать на философские темы.

^ Ангел. А подарки рождественские?

Гвидо. Очень. И ужин рождественский тоже. А еще...

Ангел. Что?

Гвидо. С дочкой играть в железную дорогу.

Ангел. А самому?

Гвидо. И самому нравилось, но с дочкой интереснее.

^ Ангел. А слушать ее понравилось, когда совсем маленькая была?

Гвидо. Конечно... Смешно...

Ангел. Любить?

Гвидо. Еще бы.

Ангел. А подробнее.

Гвидо. Чего ты хочешь, откровений?

Ангел. Мне же интересно.

Гвидо (после паузы). Сложно это... Не знаю. Понравилось, конечно... не то слово... Но ответственность... Ты не представляешь, какая ответственность...

^ Ангел. Представляю.

Гвидо. Вряд ли.

Ангел. Да представляю, говорю.

Гвидо. Как ты можешь это представить? Думаешь, сверху видно все? Ничего подобного. Ты же не можешь ощутить то, что я ощущал, когда шел на первое свидание... (Короткая пауза) Или, к примеру, когда дочь родилась… Ты присутствовал на родах?

^ Ангел. Конечно, присутствовал. Я всегда...

Гвидо. Но не в качестве отца.

Ангел. Ну, да, не в качестве...

Гвидо. Видишь.


Пауза


Ангел. А что не понравилось?

Гвидо. Надо подумать...

Ангел. А про то, что понравилось, думать не надо было?

Гвидо. Когда про негатив говоришь, ответственность возрастает.

^ Ангел. Вообще-то, да. Но есть ведь вещи безобидные – типа спагетти. Может тебе спаржа не нравится...

Гвидо. Спаржа не нравится, но это не значит, что она плохая. Доминик очень любит спаржу... с икорным соусом. Соус делаешь на основе сметаны с красной икрой... Очень вкусно. Я соус пробовал – на самом деле вкусно, а спаржу...

Ангел. Я же не спрашиваю, что нужно взять и отменить раз и навсегда... Я просто спрашиваю: что тебе не понравилось?


Пауза


^ Гвидо. Не понравилось, когда родным больно... У Марии зуб болел, ей лет шесть было... Ужас! Все бы отдал тогда, чтобы боль прекратить...

Ангел. Да, я знаю.

Гвидо (передразнивая). «Я знаю». Помог бы, раз знаешь.

Ангел. Не мог я помочь.

Гвидо. Тогда не хвались своей осведомленностью.

^ Ангел. Да я не хвалюсь. Помог бы, но не мог...

Гвидо (после паузы). Вспомнил: бюрократия не понравилась. Все эти бумажки, справки, документы... Какая гадость!

^ Ангел. А чиновникам нравится.

Гвидо. Кому?

Ангел. Чиновникам.

Гвидо. Чиновники... Какая гадость!

Ангел. Вот разошелся! Среди них есть достойные люди.

Гвидо. Дома они «достойные люди», а на работе – чиновники.

^ Ангел. Еще к кому не привык?

Гвидо. К хамам не привык...

Ангел. А к уходу близких людей из жизни?

Гвидо (после паузы). Не хочу об этом.

Ангел. Кого-то стесняешься?

Гвидо. Не ерничай. Я не люблю эту тему.

^ Ангел. Так она уже позади.

Гвидо. Хотя, да, уже позади... Знаешь, когда близкие люди уходят, жалеешь не их, а себя... Жалеешь так, будто тебе отрезали руку.

^ Ангел. Ну и что?

Гвидо. Что «ну и что»?

Ангел. Ну и что, что отрезали?

Гвидо (после паузы). Не знаю. Может, пример не очень красноречивый...

Ангел. Пример красноречивый. Просто не очень понятно, чего вы рыдаете, когда близкий вам человек уходит?

Гвидо. Сейчас, вроде, понимаю, что нелепость, а тогда не мог сдержаться...

^ Ангел. Не сдерживаться надо, а...

Гвидо. Понимать?

Ангел. Верить!

Гвидо. Умный ты! Это сейчас легко верить, а там – сплошные сомнения.

^ Ангел. Ладно, сейчас-то какая разница?

Гвидо. Сейчас – никакой.

Ангел. Вот именно.


Пауза


Гвидо. А дальше что?

Ангел. Дальше – жизнь.

Гвидо. Какая? Следующая?

Ангел. Почему следующая? Та же.

Гвидо. А Страшный суд?

Ангел. Суд?

Гвидо. Ну да, Страшный суд.

Ангел. Суд – понятно, а почему «страшный»?

Гвидо. Называется так: «Страшный суд».

^ Ангел. Я иногда вас не понимаю. Что за нелепая окраска – «страшный»? Ты чего хочешь?

Гвидо. Я думал, что очередь к Господу, страшный... прости... суд... потом Рай или Ад… Вот так я думал.

^ Ангел. Ну, в целом, практически так, но не совсем.

Гвидо. Как это, «не совсем»?

Ангел. Ну, если вашим языком говорить, то оно, может, так и называется, а если на самом деле, то... не совсем.

Гвидо. Начинаются сюрпризы! Сейчас выяснится, что Рая нет, а есть только Преисподняя и мне надо «вниз по лесенке, налево, там увидишь котлы со смолой, третий от края – твой». Так, что ли?

Ангел. Да нет, что ты... Это все ваши художественные приемы: метафоры, гиперболы, аллегории... Все проще – я тебе объясню... Пошли...


^ Ангел берет Гвидо за руку и подводит его к краю, расположенному над первой комнатой.


Гвидо (смотрит вниз). Я здесь, вроде, был?

Ангел. Был.

Гвидо. Это что, Ад?

Ангел. Ну, если пользоваться вашей терминологией.


Пауза


Гвидо. Понял. (Пауза) И сколько кругов так можно?..

Ангел. Сколько угодно.

Гвидо. До каких пор?

Ангел. Пока все не сделаешь правильно. Но каждый раз ситуации будут другими

^ Гвидо. Что значит «правильно»?

Ангел. Это ты сам должен понять.


Пауза


Гвидо. Так мне что, туда?

Ангел. Не знаю.

Гвидо. А варианты?

Ангел. Есть.

Гвидо. Какие?

Ангел. Вверх.

Гвидо. Без лестницы?

Ангел. Лестница не ведет вверх – вверх ведет дух.

Гвидо (после паузы). Ты не знаешь, я все сделал правильно?

Ангел. Не знаю.

Гвидо. Честно не знаешь?

Ангел. Честно – не знаю. Не волнуйся, скоро все выяснится.

^ Гвидо. Как скоро?

Ангел. Очень скоро.


Пауза


Гвидо. Попрощаемся?

Ангел. Можем попрощаться, если хочешь, но я никуда не ухожу.

^ Гвидо. Хорошо, не будем. Мне так даже легче...

Ангел. Ну что, готов?

Гвидо. Подожди, я хотел спросить: а что там, наверху?

Ангел. Это имеет значение?

Гвидо. Нет, я просто так спросил. (Корокая пауза) Ну что, я пошел?


Ангел молчит. Гвидо закрывает глаза, стоит некоторое, затем делает шаг...


Свет медленно гаснет.


Занавес


Халезин Николай


220123, Республика Беларусь, г. Минск

ул. Старовиленская, 95-24


тел.

+375 29 613 34 17 (моб.)

+ 375 17 290 73 87 (дом)


е-мейл

khalezin@gmail.com

nksbel@yahoo.com




after-all-there-is-the-side-door-and-dragons-must-sleep-sometimes-i-the-hobbit-dzhon-ronald-ruel-tolkien-hobbit.html
ag-avdeev-issledovatelskie-raboti-uchashihsya-kak-eksperiment-v-oblasti-integrativnih-tehnologij-v-moskovskom-obrazovanii.html
ag-semennikov-programma-konferencii-3-stenogramma.html
agada-kommentarii-ramban-a-k-tore.html
agafoshin-n-p-periodicheskij-zakon-i-periodicheskaya-sistema-elementov-d-i-mendeleeva-posobie-dlya-uchashihsya.html
aganneftegazgeologiya-pozdravit-veteranov-s-prazdnikom-pobedi-v-erevane-otkrili-pamyatnik-izvestnomu-armyanskomu-mecenatu-27.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-100201-65-turizm.html
  • books.bystrickaya.ru/chitaem-dumaem-tvorim-nedelya-detskoj-i-yunosheskoj-knigi-2005-metodicheskie-rekomendacii.html
  • school.bystrickaya.ru/kompleksnoe-issledovanie-prirodnih-resursov-respubliki-buryatiya-na-osnove-dannih-distancionnogo-zondirovaniya-chast-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-pokazateli-dlya-ocenki-deyatelnosti-avtonomnogo-uchrezhdeniya-rekomendacii-dlya-municipalnih-obrazovanij-po-sovershenstvovaniyu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-15-a-ajris-press.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-prakticheskih-rekomendacij-vladelcam-zhivotnih-i-specialistam-rabotayushim-v-zhivotnovodstve.html
  • abstract.bystrickaya.ru/181-podprogramma-obespechenie-zhilyom-molodih-semej-federalnoj-celevoj-programmi-zhilishe.html
  • diploma.bystrickaya.ru/visokovoltnie-shuntiruyushie-soprotivleniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lajfspring-ilipyat-dnej-kotorie-potryasli-vseh-nikolaj-kozlov-istinnaya-pravda-ili-uchebnik-dlya-psihologa-po-zhizni.html
  • bukva.bystrickaya.ru/matematicheskie-metodi-v-ekonomike-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ugodu-izbiratelyu-oleg-moroz-krasnie-bolshe-ne-vernutsya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/novoobrazovaniya-v-yazike-sovremennih-smi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-primeneniya-svarochn-ogo-oborudovaniya-pri-izgotovlenii-montazhe-remonte-i-rekonstrukcii-tehnicheskih-ustrojstv-dlya-opasnih-proizvodstvennih-obektov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-kontrakta-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza-po-podgotovke-zayavok.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov-na-urokah-fizicheskoj-kulturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/alfavitno-predmetnij-ukazatel-k-razdelu-662-prikladnie-nauki-tehnika-inzhenernoe-delo-stranica-19.html
  • credit.bystrickaya.ru/pokazateli-faktic-1-1-cel-razrabotki-biznes-plana.html
  • bukva.bystrickaya.ru/strugackij-vozvrashenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostav-pishi-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhvuzovskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-elektronnie-resursi-dlya-nauki-i-obrazovaniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-konovalov-sovsem-drugaya-medicina-stranica-15.html
  • klass.bystrickaya.ru/7112-sooruzheniya-sanitarno-tehnicheskie-transportnoj-infrastrukturi-obekti-kommunalnogo-naznacheniya-sporta-torgovli-i-okazaniya-uslug.html
  • turn.bystrickaya.ru/paragraf-22-zakonodatelnaya-vlast-kursovaya-rabota.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizacionno-pravovie-formi-chast-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-dialog-gosudarstva-i-religioznih-obedinenij-v-prostranstve-sovremennoj-kulturi-20-23-oktyabrya-2009-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-laboratornih-rabot-po-fizike-chast-iv.html
  • lecture.bystrickaya.ru/artisticheskij-gedonizm-samocennost-esteticheskogo-preobrazheniya-artistizm-kak-soblazn-sopernichestva-iskusstva-i-zhizni.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-vechnost-okazalas-sovsem-ne-strashnoj-i-gorazdo-bolee-dostupnoj-ponimaniyu-chem-mi-predpolagali-prezhde.html
  • university.bystrickaya.ru/frejd-z-stranica-28.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-referatov-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-istoricheskih-specialnostej-pavlodar.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xi-obekti-transporta-prikaz-ministerstva-rossijskoj-federacii-po-delam-grazhdanskoj-oboroni-chrezvichajnim-situaciyam.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-dominikanskaya-respublika-dokladi-podlezhashije-rassmotreniyu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rostov-na-donu-2004-udk-chuvikov-s-v-metrologiya-i-sertifikaciya-programmnogo-obespecheniya-ucheb-posobie-rgeu-rostov-nd-2004-s-88.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-26imya-sushestvitelnoe-v-tekste-1-povtorit-svedeniya-ob-osobennostyah-strukturi-uchebnika-i-osnovnih-tipah-uprazhnenij.html
  • control.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-inzhenera-pto-po-stroitelstvu-obshie-polozheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.